ВРАЩЕНИЕ НА ОДНОЙ НОГЕ
Вначале вы разучили вращение на обеих ногах, а теперь должны узнать, что почти все вращения в фигурном катании делаются на одной ноге. Есть вращения на всей поверхности конька и на носке. Мы опишем самое популярное вращение — оно известно как вращение на носке.
Предположим, вы делаете его против часовой стрелки. Чтобы почувствовать это, сначала вращайтесь на двух ногах. Когда вращение закончено, но вы еще продолжаете крутиться, правда, уже спокойно, поднимите правую ногу и встаньте на носок левой — вы будете продолжать вращаться на левой ноге. Если вы уже можете это сделать, начинайте разучивать вращение на левой вперед-наружу.
Дальше дается описание движений, подготавливающих к вращению. Отдельные моменты и трудности мы обсудим позже.
Начинайте с вальсовой тройки на правой ноге, при этом оттяните свободную левую ногу в сторону. Глядя в центр круга и хорошо контролируя позицию, сделайте глубокое скрещивание назад, как показано на снимке 43, а. Теперь переходите на левую вперед-наружу (снимок 43,6), располагая руки и плечи перпендикулярно линии движения; голова должна быть повернута в левую сторону. Левое колено сильно согнуто. Бедро левой ноги глубоко в середине круга, который вы вычерчиваете. Правую ногу снимаете со льда (теперь свободная) и проносите по большой дуге, в это время кривая, вычерчиваемая левым наружным ребром, становится все меньше и меньше (снимок 43, в). Если вам удастся превратить скольжение на этом ребре в достаточно маленький круг, то наступит момент, когда вы начнете вращаться, для чего свободную ногу нужно четко вынести вперед, выпрямляя колено опорной ноги, и подтянуть бедро свободной ноги так, чтобы вы могли стать прямо (снимок 43, г).
Старайтесь удержать это положение, пока не сделаете один-два оборота, затем поставьте свободную ногу в положение либо позади, либо впереди колена опорной ноги, как показано на сним-, ке 43, д. Обычно вращение разучивают, ставя свободную ногу сзади или в сторону от опорной ноги. Однако, чтобы оно было по-настоящему быстрым, свободную ногу ставят впереди и затем опускают до положения, показанного на снимке 43, е. Одновременно руки подтягивают к корпусу. Скорость вращения увеличивается. Но для того чтобы поместить ногу впереди, необходима большая практика и хорошо развитое чувство равновесия.
Сложнее всего «центровать» вращение, то есть уметь закручиваться на одной точке, а не «путешествовать» по льду. Одна из обычных причин таких «путешествий» — стремление закрутиться слишком рано, то есть стараться сделать вращение до того, как началось скольжение на ребре опорной ноги по достаточно маленьким кругам. Диаграмма 10 поможет вам понять это.
Очень распространенная ошибка показана на снимке 43, г — фигуристка не подтянула левое бедро, а поэтому при вращении не может стать прямо. Вся правая половина тела завалена, и, конечно, она не сумеет отцентровать вращение или набрать большую скорость. На снимке ошибка сильно преувеличена, но и маленькая ошибка может привести к большой беде. Даже достаточно опытный фигурист должен думать о том, чтобы подать бедра или точнее весь таз вперед, — ведь любой наклон назад уменьшает скорость вращения.
 |
Снимок 43. Вращение на одной ноге: a — неправильно |
 |
Диаграмма 10. Вращение на одной ноге: а — правильно; б — неправильно |
Научитесь выходить из вращения в такой же позиции, в какой вы оказываетесь после прыжка. Перед тем как закончить вращение, отведите руки от корпуса, проконтролируйте положение плеч, смените ноги, а свободную по широкой дуге переведите в ее конечную позицию (снимок 43, ж).
Не старайтесь делать вращение на самом верхнем зубце конька. Пользуются лишь нижним зубцом, и царапанье об лед должно быть очень легким. Если вы посмотрите на лед, то увидете, что зубец делает очень маленькие кружочки.
Сначала новичок больше всего боится закружиться. Но практика и время покажут, что вы скоро привыкнете и это будет очень мало заботить вас.
Можно уменьшить головокружение так: найдите какой-нибудь предмет на катке и, окончив вращение, зафиксируйте на нем свое внимание. Никогда не кружитесь с закрытыми глазами.
ЦИРКУЛЬ НАЗАД-НАРУЖУ
Это движение довольно трудное, но очень эффектное, когда выполняется на хорошей скорости. Однако изучать его нужно на небольшой скорости и очень внимательно.
Встаньте на ребро назад-наружу с помощью вальсовой тройки или тройки вперед-внутрь, вытянув свободную руку далеко вперед. Теперь оттяните назад носок свободной ноги так, чтобы он оказался в середине круга и зубцом касался льда — сделайте круговое вращение.
На снимке 44, а показана эта позиция. Очень важно, чтобы колено левой ноги было оттянуто назад и внутрь круга.
Распространенная ошибка показана на снимке 44, б, где ясно видно, что колено свободной ноги находится вне круга. Если делать циркуль в таком положении, то ноги могут оказаться как бы связанными, и само движение будет очень некрасивым.
При исполнении всех разновидностей циркуля . носок обычно легко проносится над поверхностью льда перед тем, как вы сильно поставите его на зубец на лед. В циркуле назад-наружу голеностопный сустав должен быть немного вывернут, чтобы легче было держать зубец на льду. Хотя на снимке это четко не показано, но после нескольких упражнений вы почувствуете, что делать так необходимо.
В прежние годы этот циркуль обычно использовали для перехода во вращение, но теперь такой переход считается старомодным. Сейчас его делают очень быстро, широким, размашистым движением на большой площади льда. Когда его выполняют на хорошей скорости, свободную ногу очень далеко подтягивают внутрь круга; зубец конька касается льда до тех пор, пока радиус круга не станет достаточно маленьким, чтобы совершить циркуль.
 |
Снимок 44. Циркуль назад-наружу: б — неправильно |
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ШАГОВ
Когда вы научитесь хорошо делать прыжки, сильные вращения, освоите некоторые спирали и другие движения, вам захочется соединить все их вместе в последовательную программу и выполнить ее под музыку. Но до этого необходимо познакомиться с еще одной деталью — ее называют «работа ног». Это последовательная смена поворотов и ребер, которую используют для того, чтобы соединять в одно целое элементы вашей программы, а также, чтобы набирать скорость на льду без заметных усилий. В настоящее время многие из этих «шагов» (иногда их называют «танцевальными шагами») настолько сложны и требуют такого мастерства, что их расценивают так же высоко (а иногда и выше), как и некоторые сложные прыжки и вращения. Сущест- . вует уже много стандартных смен шагов. Усвоив их, вы приобретете ту основу, с которой будете разрабатывать собственные комбинации.
Одна из самых простых последовательностей: сделайте несколько передних «пробежек» против часовой стрелки, затем сразу маховой моухок вперед-внутрь, как он описан в разделе 12. Когда вы окажетесь на правой назад-наружу, держите эту позицию под контролем и смотрите внутрь вычерчиваемого круга — движение во внешнюю сторону круга вы продолжать не будете. Контролируя положение плеч в этой позиции, поставьте свободную ногу позади опорной на левую назад-внутрь. Когда свободная нога будет переходить назад, она не должна пересекать линию движения. Поставьте свободную правую ногу внутрь круга на ребро назад-наружу, а левую перенесите через правую и поставьте на ребро назад-внутрь. Это просто «пробежка» — скрещивание назад. Удерживая плечи в том же положении (взгляд все еще направлен в центр круга), перейдите на правую вперед-внутрь, чтобы на этом закончить шаги или пробежку.
Если позднее вы увлечетесь танцами, то узнаете, что описанная последовательность шагов, выполненная очень четко и с более частой работой ног, составляет финальную серию шагов, которые выполняет партнер в танце под названием «Четырнадцатишажный шаг». Однако большинство переходов не используется в танцах на льду, хотя некоторые из них вполне пригодны, если работа ног более широкая и размашистая. Описанная последовательность шагов очень полезна, если надо набрать скорость или быстро оказаться на другом конце катка.
|