Рисунки всех школьных фигур всегда состоят из двух или трех колец, примыкающих друг к другу, образуя нечто вроде восьмерки (см. приложение 1). Кольца образуются потому, что каждая отдельная законченная фигура должна иметь окончание поблизости своего начала. Но так как правила требуют обязательного исполнения каждой фигуры на обеих ногах по очереди, то получаются два кольцеобразных следа — один от правой, другой от левой ноги. Отсюда и получаются «восьмерки», которые нельзя смешивать с особыми фигурами под этим названием (см. приложение 1).
Фигуры, принадлежащие к группе «параграфов», не заканчиваются на каждой ноге вполне, вследствие чего при исполнении на обеих ногах, получаются три кольца, в целом образующие нечто в роде знака § (см. прил. 1).
Трудность школьного катания заключается в том, что все характерные элементы той или иной фигуры (поворот, перемена ребра и т. д.) должны исполняться не где придется, а в определенной точке кольца. Всякая фигура должна начинаться с места, то есть с одного толчка без разбега, и должна быть повторена трижды на каждой ноге. Правильное исполнение школьной фигуры должно удовлетворять следующим требованиям:
- В каждой фигуре должно быть наличие двух осей симметрии (рис. 12): продольной (а — а) и поперечной (в — в). Продольная ось должна рассекать фигуру на две единообразные части.
- Части фигуры по обе стороны поперечной оси должны быть приблизительно одинакового размера.
- Отдельные части фигуры должны быть симметрично расположены относительно обеих осей.
Относительно отдельных фигур существуют следующие требования, касающиеся правильности рисунка:
- Голландский шаг должен возможно более приближаться к правильной окружности. Ровная кривизна, без выступов и впадин. Конец поблизости начала.
- Тройка: точка поворота лежит на продольной оси. Обе дуги — до и после поворота — приблизительно равны по величине и кривизне.
- Перетяжка: мягко, без резкого угла. Перемена ребра поблизости продольной оси.
- Петля должна быть продолговатой формы, без острого угла, продольный диаметр — на продольной оси симметрии. Размеры каждой части петли по сторонам продольной оси — приблизительно одинаковы. Остальное, как в тройке.
- Скобка. Ребро меняется в самый момент поворота, который производится на продольной оси. См. — тройка.
- Двойная тройка: средняя дуга пересекает продольную ось под прямым углом. Все три дуги — приблизительно одинакового размера.
- Крюк и выкрюк: без перемены ребра. Поворот на продольной оси симметрии.
- Параграфы: все три кольца на одной линии.
- Восьмерки: концы скрещиваются, как начала.
- Характерные элементы сложных восьмерок и параграфов должны удовлетворять правилам соответствующих основных фигур.
Оценка исполнения школьных фигур производится с четырех сторон, расположенных в следующей градации
- Правильность рисунка.
- Положение тела и свобода движений.
- Величина фигур (чем больше размеры фигуры, тем выше оценка).
- Покрытие следа (в идеальном исполнении, при многократном повторении фигуры, новый след должен совпадать со старым).
Общие указания о положении тела при исполнении любой фигуры сводятся к следующему.
Корпус держится прямо, спина выпрямлена, несущая нога — мягко согнута в колене. Свободная нога, если находится позади несущей, чуть согнута в колене, носок вытянут вниз и наружу. Если свободная нога впереди несущей, то обе стопы должны быть в одной плоскости. Кисти рук, как общее правило, не должны подниматься выше пояса.
Для того чтобы положение тела было естественным, никогда нельзя допускать слишком сильного замедления хода и тем более — остановки. В конце всякой фигуры должен быть некоторый «остаточный ход». Поэтому каждую фигуру нужно начинать со скоростью несколько большей, чем нужно для того, чтобы кое-как «доехать» до конца.
Предельной величиной фигуры явится та, которая оставляет некоторый «остаточный ход».
Покрытие следа при ходах вперед не составляет большой трудности. Конечно, совершенно точно попасть на старый след невозможно. Следует, однако, добиться, чтобы после многократного повторения фигуры весь «пучок следов» был в ширину не более 20—30 см.
При ходах назад покрытие следа значительно труднее, так как оборачиваться назад не полагается. Чтобы не ошибаться в определении момента перехода на другую ногу, лучше всего наметить себе какой-нибудь „ориентир" (дерево, столб), который приходится прямо перед вами в момент окончания одного кольца и начала другого. По мере накопления опыта, этот прием делается ненужным, и фигурист руководится исключительно чувством ритма, весьма точно ощущая момент перехода по ритмическому соотношению времени, потребного для исполнения каждого кольца фигуры.
Большинство школьных фигур исполняется с «простым переходом», т. е. если одно кольцо оканчивается, напр., вперед-наружу, то и второе кольцо (на другой ноге) начинается также вперед-наружу. Некоторые фигуры допускают и иную последовательность: так тройка, окончившись в одном кольце, напр., назад-внутрь, может быть начата во втором кольце как назад-внутрь (простой переход), так и вперед-наружу. Такие переходы называются «переменными».
Переходя к описанию исполнения отдельных фигур школьного катания, мы предполагаем, что читатель уяснил «теорию фигурного катания», усвоил терминологию и сокращенные обозначения.
Большинство рисунков, изображающих положение тела конькобежца в моменты предварительного положения и разрешения, исполнены по новому, не применявшемуся ранее способу: обе фигуры (предв. полож. и разрешение) изображены на одной непрерывной линии следа, оставляемого коньком (на льду), при исполнении той или иной фигуры.
Стрелки указывают направление движения. Мы полагаем, что такой способ исполнения рисунков поможет начинающему разобраться в сложных движениях фигуриста.
Во всех рисунках литеры «а» и «б» обозначают: а — предварительное положение; б — разрешение. Во всех схемах приняты следующие условные обозначения (рис. 13): а - правая нога; б - левая; в - плечи. Выступы на концах обозначают переднюю сторону плеч; стрела указывает, куда обращено лицо.
Голландский шаг, будучи важнейшим элементом всех школьных фигур, является в тоже время наиболее трудным для изучения. Добиться ровной кривизны на всем протяжении кольца, сделать оба кольца совершенно одинаковыми по величине—вот к чему следует стремиться. Оба кольца должны рассекаться пополам продольной осью симметрии и скрещиваться на поперечной.
В начале изучения Г рекомендуется наметить на льду обе оси.
По правилам голландский шаг должен возможно более приближаться к правильной окружности; однако, выше мы констатировали, что обычное движение по кривой образует спираль. Вот здесь-то и приходят на помощь «частичные центры тяжести», о которых упоминалось выше.
В данном случае - в голландском шаге - свободная нога описывает в воздухе путь, изображенный пунктиром на рис. 14. В начале кольца, когда скорость велика, свободная нога идет внутри следа, затем, по мере замедления хода, идет над следом, и, наконец, во второй половине кольца - снаружи следа. Такое ведение свободной ноги позволяет описывать кривую, чрезвычайно близкую к правильной окружности.
В конце каждого кольца дуга несколько закривляется для более удобного отталкивания. Общие указания для Г со всех четырех ходов:
1. По мере убавления хода свободная нога переходит наружу следа.
2. После описания 2/3 кольца свободная нога, оставшаяся после отталкивания позади, идет по направлению движения, опережая несущую и тем самым усиливая ход.
3. Свободная нога никогда не должна быть рядом с несущей, а всегда позади или впереди.
4. Плечи равномерно поворачиваются по закривлению дуги. Руки следуют движениям плеч (рис. 15).
5. При переходе на другую ногу, следует ставить свободную ногу на лед очень близко к несущей, почти касаясь пятками.
6. Несущая нога держится мягко согнутой в колене, без напряжения.
Голландский шаг вперед-наружу (Г1) исполняется без всяких отступлений от общих правил. Колено несущей ноги держать мягко согнутым, взгляд - по направлению движения. Руки в начале кольца на правой ноге отнесены влево, в конце кольца - вправо (рис. 16).
Голландский шаг вперед-внутрь (Г2). Свободная нога над следом. После описания половины кольца свободная нога идет вперед и опять держится над следом. «Плечо свободной ноги» (т. е. если свободная нога—правая, то правое плечо), выдвинуто вперед. Г2 является одной из самых красивых фигур. (Рис. 17).
Голландский шаг назад-наружу (Г3). В этой фигуре довольно большую трудность представляет момент отталкивания. Перед толчком плечи повернуты параллельно поперечной оси. Во время самого толчка плечи поворачиваются на 90° и в дальнейшем продолжают поворачиваться в сторону закривления, следуя общему правилу (рис. 18).
Свободная нога после половины круга идет назад и занимает то же положение, как в начале Г1.Лицо и взор обращены наружу кольца (рис. 19). Чтобы не оглядываться, рекомендуется наметить себе «ориентир», который приходится прямо перед глазами в моменты перехода. Перед самым переходом, можно незаметно взглянуть назад, чтобы вернее лопасть на след. Множители, (коэффициенты) трудности каждой из указанных фигур — 1.
Голландский шаг назад-внутрь (Г4). Отталкивание в этой фигуре еще труднее, нежели в предыдущей, вследствие неестественности движения. Резкий поворот плеч во время толчка (как в Г3, но в другую сторону), очень помогает толчку (рис. 20). Со второй половины кольца свободная нога идет назад (и отчасти наружу) и занимает положение, как в начале Г (рис. 21). Множитель трудности Г4 равняется 2. Величина Г по продольной оси –18-20 шагов. Во всех школьных фигурах, кроме тройки № 7, смена ног исполняется «простым переходом». Но во время изучения Г полезно ознакомиться с другими переходами, что, кстати, внесет разнообразие в работу.
Переходы как простые, так и переменные могут исполняться, кроме обычного, еще тремя способами: переступанием (как в беге по кругу), подкладкой и пересечкой. Переступание: свободная нога скрещивается с несущей спереди. Подкладка: тоже, но сзади. Пересечка: следы обоих ног скрещиваются, пересекаются. Рис. 22 достаточно ясно показывает различие. Кроме этих переходов, существуют еще ложные переходы (вексиры), получившие свое название потому, что они не могут дать должного отталкивания, которое является естественным при каждом шаге. Вексирами являются: переступание при передних ходах и подкладка при ходах назад (рис. 23). Вексиры очень красивы и часто употребляются в произвольном катании, в частности—в танцах.
Перетяжка, соединенная с голландским шагом, является основой всех «параграфов» и «восьмерок».
Параграфы - единственные фигуры, которые не заканчиваются на каждой ноге вполне. Параграф начинается с полукольца, затем следует перетяжка и полный голландский шаг (кольцо) на другом ребре (рис. 24а). После окончания кольца, следует простой переход на другую ногу и повторяется то же самое.
В целом получается фигура, состоящая из трех колец, напоминающая знак §. Таким, образом, § в смысле ходов есть «несимметричная» фигура: если первая половина начинается, напр.,I1 то вторая—II2.
Обе перетяжки должны быть поблизости продольной оси и все три кольца одинаковой величины. Кроме того, каждое крайнее кольцо должно соответствовать всем требованиям правильного голландского шага. Перетяжку необходимо делать так, чтобы после нее можно было исполнить любую фигуру (см. сложные параграфы и восьмерки). Следует иметь в виду, что взмах свободной ноги значительно усиливает ход.
Перетяжка вперед наружу – вперед внутрь (S1-2). В течение первого полукруга свободная нога идет над следом и сзади несущей. При приближении к продольной оси свободная нога, выпрямившись, с вытянутым носком выносится вперед (предвар. положение) и сейчас же широким и энергичным взмахом идет обратно, содействуя переносу центра тяжести тела на другую сторону и тем самым, вызывая перемену ребра с наружного на внутреннее (разрешение). В самый момент перемены рёбра несущая нога выпрямляется в колене, после чего снова немного сгибается. Плечи и корпус после перетяжки, сейчас же поворачиваются в сторону нового закривления (рис. 24б) и все тело, перейдя в новую поверхность движения, принимает - положение соответствующего голландского шага (рис. 25). Все движения должны быть исполнены плавно и мягко, без рывков и толчков. Тогда и след на льду получится плавный, без углов и впадин.
Перетяжки другими ходами исполняются аналогично описанной, только в S2-1 и S4-3 взмаха свободной ноги производится в обратном направлении (назад—вперед). Перетяжка 4-3 очень неудобна для исполнения, так как свободная нога должна сделать взмах вперед в то время, как она уже находится впереди, т. е. без предварительного размаха назад. Так как фактически это сделать невозможно, то приходится перед перетяжкой все-таки отводить свободную ногу немного назад, и сейчас же делать новый взмах вперед; все эти движения должны производиться почти сейчас же после толчка, что очень неудобно. Свободная нога должна проходить мимо несущей возможно ближе к последней.
| Очень полезно предварительно поупражняться в переносе центра тяжести при помощи взмахов свободной ноги не на льду, а в комнате. Когда движения свободной ноги будут усвоены, можно начать делать перетяжки на льду; при этом Панин рекомендует упражняться сперва одним ходом, описывая фигуру, изображенную на рис. 26, а затем уже переходить к целому параграфу.
Тройка - одна из самых легких и приятных фигур. Самый поворот удается легко, нужно только добиться, чтобы обе дуги - до и после поворота - были приблизительно одинаковы (рис. 27). Поворот производится по закривлению первой дуги. Для того, чтобы удержать вторую дугу от слишком сильного закривления, в предварительном положении корпус поворачивается в сторону закривления возможно больше. В момент разрешения несущая нога резко и четко выполняет поворот на 180°, меняя ребро и фронт; корпус же, который был повернут в сторону закривления, в этот момент вращается (относительно таза и бедер) в обратную сторону. Со стороны должно получиться впечатление, что корпус остался неподвижным. Самое «вращение корпуса» не должно быть резким.
Для точного исполнения тройки кривизна первой дуги увеличивается по мере приближения к продольной оси, на которой должна лежать точка поворота. Вторая дуга несколько закривляется к концу для более удобного толчка (рис. 27).
Весьма характерным в тройках является ведение свободной ноги (рис. 28), которая находится все время сзади и снаружи следа. В тройке назад - внутрь (Т4) свободная нога после поворота остается в той же точке, что и до поворота (рис. 29), но вследствие перемены фронта этот момент субъективно воспринимается, как отбрасывание свободной ноги назад. В школьной тройке № 7 (I1 – II1) имеется переменный переход I4—II1 (рис. 30). Положение тела во время исполнения второй дуги тройки должно напоминать соответствующий голландский шаг (рис. 29). Взгляд обращен в направлении движения.
Для того, чтобы понять сущность исполнения этой фигуры, надо помнить о пределе спирали и о том, что во время исполнения самой петли поверхность движения образует конус, в вершине которого находится голова.
Начинать петлю необходимо с очень слабым ходом, так как скорость для второй дуги (<выезда>) дается только движением свободной ноги и поэтому не может быть велика; обе же дуги должны быть одинаковой величины (рис. 31). Размер этой фигуры очень невелик - по продольной оси 6 - 8 шагов. Общее указание - <делай петлю позже>. Путь свободной ноги указан на рис. 32.
Фигура начинается, как соответствующий голландский шаг, но с меньшей силой, с большим наклоном тела и с неуклонно возрастающей кривизной дуги. Колено несущей ноги сильно согнуто. Свободная нога держится внутри следа, содействуя большему закривлению. По достижении <предела спирали>, когда половина петли уже выписана, свободная нога энергично выносится в сторону движения и, выпрямившись, является маховиком для большей инерции, и одновременно - плавности вращательного движения. Если петля исполняется наружу, то свободная нога в своем взмахе проходит возможно дальше от несущей; если же внутрь, -то возможно ближе. На последней четверти петли несущая нога выпрямляет колено, свободная нога выносится еще раз по направлению движения и далее держится снаружи следа, чтобы препятствовать дальнейшему завихрению дуги. Спина держится выпрямленной, чтобы поверхность движения не выходила за пределы конуса. Малейшее сгибание спины вызывает уклонение от требуемой поверхности движения и фигура не выходит.
При правильном исполнении, петля должна получиться не круглой, а продолговатой формы, но без острого угла. Продольная ось симметрии должна рассекать петлю на две равные части. Петля вперед наружу (П1). Относительно этой петли Vieregg дает следующий совет: <положение тела во время исполнения петли должно быть таким, чтобы рука свободной ноги могла коснуться кармана на несущей ноге>. Замечание это весьма ярко характеризует сильно повернутое в сторону закривления положение корпуса.
Самая петля исполняется на самом задке конька. Смотреть - в направлении движения. Свободную ногу выносить в самый момент остановки хода (рис. 33).
Петля вперед внутрь (П2)-самая удобная из петель. Свободная нога после описания Половины петли выносится вперед и скрещивается с несущей для получения не слишком загнутого выезда. Самая петля исполняется на задке конька.
Петля назад наружу (П3) - самая трудная. Свободная нога вначале скрещена спереди и держится внутри следа. Бедро свободной ноги прижато к несущей. Петля исполняется на передке конька. Свободная нога выносится назад. Рекомендуется разучивать эту петлю вначале на двух ногах, так как на ней легко упасть назад. Добиться длинного выезда из этой петли весьма трудно.
Петля назад внутрь (П4) - дается сравнительно легко. Трудность заключается только в описании второй дуги, которая после петли на передке конька, стремится к очень сильному закривлению. Свободная нога делает взмах спереди назад. Смотреть можно на сделанную петлю - она перед глазами. Все петли необходимо часто <репетировать>, иначе они забываются и приходится разучивать их вновь.
Петля- последняя из основных фигур. Дальше начинаются сложные фигуры, основанные на комбинациях основных фигур. Из сложных фигур три - скобка, крюк и выкрюк - приближаются к основным в том отношении, что часто входят в качестве элементов в комбинированные фигуры школьного и произвольного катания.
Если фигурист хорошо изучил тройку, то двойные тройки не представят затруднений. Каждая тройка из пары исполняется так же, как и простая тройка, некоторая разница имеется только в ведении свободной ноги. Так как ДТ обычно удается при первых же попытках ее исполнить, то мы на этом останавливаться не будем. Следует добиться, чтобы все три дуги были приблизительно равны по величине и кривизне, и чтобы средняя дуга пересекала продольную ось симметрии под прямым углом (см. Приложение I).
Скобка есть прежде всего такая фигура, которая исполняется в один прием. Если взять скобку очень большой величины и стараться скопировать на льду <фигурную скобку> <{>, от которой данная фигура получила свое название, то исполнение такой фигуры будет следующее: Г-S-Т-S-Г. На самом же деле скобка исполняется только одним поворотом (против закривления первой дуги) и перетяжки не содержит. Так же, как и в тройке, одновременно с переменой фронта (поворотом) происходит перемена ребра. Скобка, называемая по-немецки обратной тройкой, требует предварительного положения диаметрально противоположного тройке; таково же и разрешение. Точка поворота лежит на продольной оси симметрии (рис. 34). Скобка вперед наружу - назад внутрь (С 1-4). По мере приближения к продольной оси, корпус поворачивается против закривления, и свободная нога идет вперед.
Руки следуют повороту корпуса. Самый поворот производится быстро, на передке конька; одновременно с этим руки и корпус переносятся в сторону закривления (т. е. вращение корпуса идет против поворота, как и в тройке). Перед самым поворотом свободная нога приближается к несущей и после поворота снова идет вперед (рис. 35). В начале очень трудно удержать тело в прежней поверхности движения. Сделать это можно только при правильном предварительном положении. Если корпус не будет повернут против закривления, то после поворота тело стремится перейти в новую поверхность движения, обращая скобку в выкрюк. Большую помощь оказывает напоминание самому себе о перемене ребра.
Скобки 2 - 3 и 3 - 4 имеют в исполнении много общего с описанной скобкой. Рис. 35 и детальное продумывание движений позволят сравнительно легко изучить эти скобки
Скобка назад внутрь - вперед наружу (С 4 - 1) удается легко. В момент поворота свободная нога должна проходить возможно ближе к несущей, тогда самая вершина скобки получится ясной и острой (рис. 35). Сальков в своем руководстве указывает несколько иной способ исполнения скобок, но, в виду общепринятости описанного нами способа, мы останавливаться на этом не будем.
Крюк является самой трудной из школьных фигур, кроме некоторых сложных восьмерок. В школьном катании крюк исполняется только в виде параграфа, при чем начинается с полукруга, затем следует поворот и целый круг в новом направлении (рис. 36).
Крюк есть тройка и перетяжка одновременно. Как тройка, так и перетяжка содержат перемену ребра, ребер же всего два; следовательно, при одновременном исполнении ребро конька не меняется. В этом-то и заключается главная трудность крюка. Если хоть на короткий момент явилась смена ребер, то это будет уже не крюк, и оценка такому исполнению - нуль. Хорошее исполнение крюка чрезвычайно красиво. Выезд в новом направлении производит почти сверхъестественное впечатление.
Крюк вперед наружу - назад наружу (К 1-3). В течение первой полудуги тело постепенно приводится в предварительное положение: корпус поворачивается по закривлению, свободная нога идет вперед и немного скрещивается с несущей. Руки следуют за корпусом. Колено несущей ноги сгибается довольно сильно. По достижении продольной оси производится разрешение: свободная нога выносится еще больше вперед, несущая нога выпрямляется в колене. Конек на задке с хрустящим звуком въезжает в острие крюка, сейчас же переходит на передок и поворачивается на 90° по закривлению, меняя фронт и оставаясь все время на наружном ребре. Одновременно с поворотом конька свободная нога откидывается назад (как в перетяжке), скрещивается с несущей сзади и идет внутри следа новой дуги. Одновременно же с поворотом корпус вращается в сторону закривления новой дуги. Это вращение корпуса, усиленное движением рук, помогает всему телу удержаться в новой поверхности движения. Несущая нога сейчас же после разрешения сгибается в колене (рис. 37). Как видно, предварительное положение крюка весьма неустойчиво; поэтому необходимо принимать предварительное положение только перед самым моментом поворота и сейчас же переводить его в разрешение. Когда тело твердо установится в новой поверхности движения, свободная нога идет снаружи следа, чтобы противодействовать слишком сильному завихрению кольца. Голова и взгляд все время обращены в направлении движения. Самый поворот крюка отнимает много хода (скорости). Для полного окончания фигуры ход дается плавным приседанием на несущей ноге, при чем конек с особым <вкусным> хрустом описывает более или менее правильный круг.
| Крюк назад наружу - вперед, наружу (К 3-1) гораздо легче предыдущего и отличается от него ведением свободной ноги (рис. 37). Перед поворотом конек идет на передке и лишь в самый момент поворота переходит на задок. Смотреть следует все время в направлении движения. Крюки 2 - 4 и 4- 2 в своем исполнении имеют много общего с наружными крюками. Но, как и во многих, фигурах, исполняемых внутренними ходами, свободная нога меньше помогает переходу в новую поверхность движения, что в этих крюках приходится выполнять только движением корпуса (рис. 37).
Для изучения крюка необходимо тщательно разобраться в движениях и, прежде всего, в самой фигуре. Острие крюка направлено внутрь первой дуги. Поворот конька происходит по закривлению, но ребро не меняется. Изучить все движения можно в комнате и, разобравшись в их значении, перенести дальнейшее изучение на лед. Описанные выше движения разрешения весьма сложны и происходят все одновременно. Однако, для исполнения крюка необходимо усвоить именно эти движения, т. к. при других движениях чисто исполнить однореберный крюк невозможно. Множитель трудности всех крюков-4.
Рисунок этой фигуры (рис. 38) на первый взгляд мало отличается от крюка. Разница заключается в том, что острие выкрюка направлено наружу первой полудуги. Запомнить разницу между К и В можно следующим образом: в законченном параграфе из двух отдельных крюков, острия крюков обращены друг к другу, в выкрюке острия смотрят в разные стороны.
В то время, как крюк является соединением тройки и перетяжки, выкрюк можно рассматривать, как соединение скобки и перетяжки, исполняемых одновременно. Как и в крюке, здесь также и по тем же причинам отсутствует перемена ребра.
В главе "Скобка" упоминалось о том, что после поворота (против закривления) трудно удержать тело в прежней поверхности движения и что скобка стремится превратиться в выкрюк. Отсюда следует, что выкрюк много легче крюка, так как переход в новую поверхность движения после <скобкового> поворота является более естественным. Из этого же следует, что предварительное положение выкрюка ничем не должно отличаться от предварительного положения скобок; так оно и есть на самом деле. Разрешение же выкрюка иное, так как преследует цель, противоположную скобке. Выкрюк вперед наружу-назад наружу (В I-3). На первой полудуге, приблизительно в точке а (рис. 38), свободная нога идет вперед, тотчас же делает взмах и сейчас же скрещивается с несущей ногой сзади (внутри следа).
Разрешение; конек несущей ноги поворачивается на 180° против закривления (как в скобке), меняя фронт, но оставаясь все время на наружном ребре (см. схему на рис. 39). Свободная нога снова выносится вперед, отчего тело приобретает наклон наружу (в противоположность скобке) (рис. 39). Самый поворот должен лежать на продольной оси симметрии.
Выкрюки 2-4 и 3-1 исполняются аналогично описанному. Выкрюк 4-2 требует для своего исполнения полного выпрямления корпуса. Панин рекомендует даже откидывать корпус и голову назад.
Как крюк, так и выкрюк никогда не даются сразу, особенно крюк, который требует длительной и настойчивой тренировки. Предупреждаем, что при изучении выкрюков легко упасть.
Отсутствие перемены ребра доказывается характерным коротким свистящим звуком, вроде 'цт!' производимым лезвием конька в момент поворота. Множитель трудности всех выкрюков - 3.
Восьмерка состоит из двух полных голландских шагов, соединенных перетяжкой. | Вся восьмерка заканчивается на одной ноге и переход на другую ногу происходит на том же месте и по тому же следу, где лежит начало первой восьмерки (рис. 40). Как видно, восьмерка в техническом отношении мало отличается от простой перетяжки. Разница состоит в том, что 8 начинается не полудугой, а целым, круговым голландским шагом, после окончания которого ход ослабевает весьма значительно. Между тем оба кольца восьмерки должны быть одинаковой величины. Для этого следует делать первое кольцо не слишком большого размера, достигая этого, однако, не слабым ходом, а большим наклоном тела.
Как указывалось выше, движение свободной ноги в перетяжке значительно усиливает ход. В восьмерке это особенно важно, и поэтому ускоряющее действие перетяжки должно быть усилено до максимума. Предварительное положение -как в перетяжке, но в момент разрешения свободная нога еще больше выносится в направлении (или против) движения и взмахивает обратно с возможно большей силой. Оба кольца восьмерки желательно выполнять в одном и том же ритме, Это производит хорошее впечатление на зрителя. При хорошо выработанном разрешении восьмерку можно повторять чуть не бесконечное число раз, не переходя на другую ногу. Сальков указывает, что некоторые фигуристы исполняли ее свыше сотни раз на одной ноге, получая ход, только от перетяжки. Панин советует упражняться в восьмерке, взяв свободную ногу в руку и работая одним корпусом. Такое упражнение, несомненно, выработает настолько большую уверенность, что исполнение сложных <восьмерок> (см. ниже) не представит серьезных затруднений.
Вторая фигура школы - параграф - может быть усложнена введением в крайние кольца характерных элементов: тройки, петли, двойной тройки и скобки (см. приложение I).
Все сложные параграфы исполняются по следующей схеме: полудуга - перетяжка -кольцо с характерным элементом-переход на другую ногу (на которой повторяется то же самое).
В фигурах германского и американского школьного катания встречается и другая последовательность (характерный элемент предшествует перетяжке), но в программе М. С. К. все параграфы исполняются только по указанной схеме (см. приложение 1).
Параграф с тройками (§ Т 1 -3 или § 1 Т - 3 Т) исполняется без особого труда, если хорошо усвоены тройка и перетяжка в отдельности. Множитель трудности-2. Внутренние § Т 2-4 несколько труднее и оцениваются множителем 3.
Параграф с двойными тройками {§ ДТ 2 - 3) - просто. То же назад - труднее. Все правила, касающиеся двойных троек, должны быть строго соблюдены.
Параграф с петлями (§ П) в исполнении мало чем отличается от простых петель. Множители: для передних ходов - 2, для задних - 3.
Параграф со скобками (§ С) оценивается множителем 3 и является довольно трудной фигурой, хотя никаких особенностей в исполнении не содержит.
В сложных параграфах самое трудное - это, чтобы все три кольца были приблизительно равной величины и чтобы как перетяжки, так и все характерные элементы, лежали на продольной оси симметрии.
Группа сложных восьмерок вполне аналогична группе сложных параграфов. Так же, как на <основе> параграфа вводятся различные элементы, так и здесь на основе простой восьмерки (гл. 9) строятся сложные восьмерки с тройками, двойными тройками, петлями и скобками (см. приложение I). Сложные восьмерки всегда комбинируются с двумя одинаковыми фигурами (петлями, скобками и т. д.), но изучать их рекомендуется с одной фигурой на первом кольце, затем делать перетяжку и заканчивать восьмерку простым голландским шагом (рис. 41).
Сложные восьмерки составляют наиболее трудную группу школьных фигур. Трудность заключается в достижении наибольшей симметричности расположения всех составных частей восьмерки. Между тем на втором кольце хода очень немного, так как скорость здесь получается только от движений свободной ноги.
Как общее правило для всех сложных восьмерок можно указать следующие положения:
1. После окончания одной фигуры необходимо очень постепенно переводить тело в предварительное положение перетяжки.
2. Выйти из перетяжки следует в положении, нормальном для следующей фигуры.
Восьмерка с тройками. 1 - 2 (8Т 1-2). Предварительное положение к перетяжке берется в точке а (рис. 42). Сейчас же после перемены ребра тело приводится в предварительное положение тройки. В начале изучения восьмерки следует намерить <ориентир> для верного попадания на фигуру при задних ходах. Впоследствии можно руководствоваться только чувством ритма. Множитель трудности равен 3.
8 Т 3 - 4. После первой тройки свободная нога уже вынесена вперед и ведется снаружи следа. Перетяжки исполняются передними ходами, так что добиться правильного рисунка здесь не слишком трудно. Множитель трудности 3.
Восьмерка с двойными тройками 1-2 (8ДТ 12)-самая легкая из восьмерок, так как в ней преобладают удобные передние ходы. Множитель 3.
8ДТ 3 - 4. В первой ДТ вращение плеч должно быть очень сильным, чтобы уменьшить размеры фигуры Свободная нога - сзади. Четвертую тройку (Т1) необходимо исполнять возможно правильнее - свободная нога сзади, работа выполняется корпусом. Иначе трудно <доехать> до конца восьмерки.
Вообще в этой фигуре очень нелегко добывать ход. Кроме того, колено несущей ноги сильно утомляется от необходимого <мягкого> положения. Величина около 10 шагов. Множитель - 4.
Восьмерка с петлями. 8П 1 - 2. Если конькобежец хорошо делает параграфы с петлями, то исполнение этой фигуры не представит большой трудности. Посыл свободной ноги вперед по окончании петли должен быть очень энергичным, чтобы получить требуемый длинный выезд. Величина 7 - 8 шагов. Множитель - 4.
8 П 3 - 4 является самой трудной фигурой из всей школы и оценивается множителем 5. В исполнении никаких специфических особенностей не содержит, но, тем не менее, хорошо вычертить восьмерку с петлями назад чрезвычайно трудно.
Восьмерка со скобками. 8С 1 - 2; Ход несильный. Главная трудность - добиться ровной и мягкой перетяжки, которая после скобки очень неудобоисполнима.
8 С 3 - 4 В этой фигуре следует добиться возможности вращения корпуса после скобки в ту же сторону. Очень не хватает хода. На редкость неудобная фигура, исполнение которой, даже самое совершенное, очень отрывисто и некрасиво, так как характер фигуры требует неестественных, скрюченных поз. Эта весьма трудная для изучения фигура оценивается множителем 5.
Сложными восьмерками заканчивается список фигур школьного катания, принятый Международным Союзом Конькобежцев.
По изучении всех фигур школы, следует постоянно поддерживать себя <в форме> -тренироваться. Тренировка заключается в ежедневных занятиях школой по 1 - 2 часа в день, при чем особенное внимание следует уделять тем фигурам и ходам, которые удаются хуже других.
При подготовке к соревнованию, тренировка усиливается: школа проходится два раза ежедневно - днем и вечером (в целом 4 - 5 часов). На специальные фигуры и произвольное катание уделяется не более четверти тренировочного времени. Обязателен отдых раз в неделю.
Во время пребывания на катке не рекомендуется часто входит в теплушку, так как резкая смена температур вредно влияет на дыхательные органы. При морозах ниже 20° лучше не кататься, так как чересчур низкая температура вредно действует на легкие; кроме того, в сильные холода коньки плохо скользят.
Если чрезмерной работой конькобежец доведет себя до переутомления (перетренировки), то необходимо сделать перерыв на несколько дней до полного отдыха. Такие перерывы вообще полезны, так как после этого катание заметно улучшается. День накануне и после соревнования целиком посвящается отдыху.
Упражняться следует на чистом неизрезанном коньками льду, чтобы хорошо видеть след. Пока не наладится хорошее <покрытие следа> следует после 6 - 8 повторений фигуры переходить на чистое место. Тренироваться лучше всего не в одиночестве, а группой, так как товарищ - лучший критик ваших ошибок и недочетов.
После каждой тренировки необходимо принять душ или хотя бы обтереться мокрым полотенцем, чтобы удалить с кожи налипший на нее пот. После душа и вытирания насухо, полезно растереть все тело ладонями (особенно рекомендуется растирание по ("Моей Системе" Мюллера), что явится одновременно и кожным и мускульным массажем.
|