| amateur пишет: |
| В элитных или близких к ним было, только не совковое, а российское. Были те, кто родился и рос в царской России, учился и бывал в Европе или, в крайнем случае, были непосредственные их ученики. Сейчас никого не осталось. |
Ну это была уж слишком другая историческая эпоха. Проблема гуманитарного образования в СССР скорее в том, что просто вот не мог ученик или учёный задавать и поднимать слишком многие вопросы, гуманитарные. А без этого гуманитарного образования быть не может. Вот с точными науками другая история, и там хорошо всё было. Но это как-то ближе к "о мире".
| amateur пишет: |
| В смысле, что можно из своего универа съездить на семестр или два в другой и зачесть пройденное через систему кредитс. Тоже формализм, но считают не набор дисциплин, а их условный "вес", нужный для зачёта пройденного семестра |
Как-минимум когда есть выбор, сильно меняется мотивация и сильно ослабляется фактор, что "надо только потому, что заставляют". Вообще думаю, на Западе тоже вот активно увиливают от много чего в обучении. Может меньше, чем у нас, но всё это тоже есть. Даже когда люди учатся за свои деньги, очень большие, как это в США обычно.
Ну и другое: народ "учится для препода" потому, что нет ощущения внутреннего, что им это надо. Зато есть ощущение, что вот их принуждают. И чем сильнее принуждать и больше напрягать, тем сильнее будет эта реакция отторжения. А когда люди учатся по принуждению, тогда отдача другая, можно даже сдать экзамены как-то, но всё равно сознание-подсознание будут отторгать эти знания, отдача и вклад от них будут намного ниже, чем что-то, что человек осваивает тогда, когда ему это интересно.
Люди не роботы.
Рефераты же определённо устарели. А вот что интернет, что нейросети, можно использовать как для того, чтобы уклоняться от обучения, так и для того, чтобы учиться чему-то намного более эффективно. Вопрос мотивации.