Tulup.ru - Клуб любителей фигурного катания

Координация и Равновесие

Автор
Сообщение
G2
Сообщений: 1532
01.09.2009, 01:18
Координация и Равновесие
Murchik пишет:
G2, не томи %))

Я сканирую общественный интерес. Интерес отсутствует...

Сначала по общей науке, уточнения (сразу предупреждаю, нормального понимания функционирования ЦНС у меня до сих пор нет, хотя что-то стало яснее):

ЦНС устроена довольно сложно, есть разделение функций, есть дублирование функций. Ключевая формация, которая нам интересна – это мозжечок. Мозжечок сам не управляет мышцами, это корректирующий орган, который обеспечивает нужную точность и скоординированность движений.

Мозжечок функционально и эволюционно разделяется на 3 части:
1) Вестибулярный мозжечок – самая древняя часть, отвечает за вестибурятные функции, например.
2) Спинальный мозжечок, связан со спинным мозгом, играет ключевую роль в равновесии
3) Кортикальный мозжечок, связан с корой ГМ, отвечает в частности за точные движения конечностями.

В дебри ЦНС углубляться, думаю, не следует. Я боюсь нагнать чего-нибудь, да и для понимания оно мало чего даёт.

Это разделение показательно тем, что тут видно, что природа некоторых навыков (вестибулярный аппарат и координация) несколько разная. Разные каналы поступления информации.

В силу устройства, мозжечок ограничен в способности обрабатывать информацию. Если информация о том, какую позу сейчас занимает тело, попадает туда почти напрямую, по каналам со спинного мозга (блин, криво говорю), то зрительная информация должна пройти предварительную обработку в головном мозге, мозжечок это сделать не в состоянии.

Например, в движении нужно учесть текущий наклон тела, и сделать корректировку. Пусть у нас ось головы совпадает с осью тела. Тогда мозг может определить наклон с помощью глаз, но это довольно сложная операция. Результат обработки нужно послать в мозжечок, чтобы он скорректировал движение. Причём и в мозжечке путь информации сложный, сначала она попадает в кортикальный мозжечок, потом её нужно переслать в спинальный (прошу прощения за такую форму повествования, я могу пытаться использовать научный язык и точность, но это будет сложнее для всех и никому не нужно). Иными словами, это очень сложный набор операций, как следствие – и освоить его сложно.

Есть простое решение: разумом нужно заставить держать ось головы строго перпендикулярно земле, то есть глаза всегда параллельны горизонту. Тогда для корректировки программы движения мозжечку уже не нужно учитывать визуальную информацию, достаточно учесть информацию о наклоне головы к туловищу. А эта информация напрямую попадает с соответствующих мышечных рецепторов (мышечные веретена и сухожильные рецепторы Гольджи) в спинальный отдел мозжечка. Сложная операция разлагается на две более простые, обрабатываемые независимо.

Возможно, это выглядит несколько притянуто, но на этом основана техника прохода поворотов в мото- и велоспорте. Чтобы пройти поворот на скорости, нужно поворачивать голову так, чтобы линия глаз была параллельная земле. Контроль поворота возрастает просто на порядок. В ФК, если присмотреться, этим часто пользуются.

Аналогично с удержанием взгляда. Очень хороший пример – прыжок аксель. Аксель, наверное, координационно самый сложный прыжок, требуется сделать сильный и точный мах ногой. Чтобы увеличить точность движения, нужно отключить всё лишнее – излишний визуальный анализатор (для чего нужно фиксировать наклон головы) и вестибулярный анализатор, для чего в момент маха нужно остановить вращение головы. Это – крайне важный момент, так прыгают практически все профессиональные фигуристы, даже дети. Прыгнуть с сильным махом, без такой техники, думаю практически невозможно (техника слишком чувствительна к ошибкам – то есть может быть и возможно, но нестабильно). Думаю, что многие фигуристы до такого сами интуитивно дошли. У любителей такая техника встречается намного реже, и аксели при этом кривые – главная проблема будет сохранить ось вращения.

Эту технику можно использовать и на других прыжках, и в основном фигуристы используют. На сальхове, например. Некоторые не используют, скажем Самуэль Контести только аксель так прыгает. Но и сальхов у него в безмаховой технике.

Можно так заходить и на вращения (в спорте есть примеры тех, кто использует эту технику и тех, кто почти ей не пользуется).


Таким образом, получается крайне интересный технический момент, физиологически обоснованный. Который реально может повлиять на стабильность техники. Хотя, конечно, нужно, чтобы было чего стабилизировать.
Вход


Имя
Пароль
 
Поиск по сайту
Найти пользователя
Найти

© Tulup 2005–2024
Время подготовки страницы: 0.032 сек.