Murchik пишет: |
G2, не томи %)) |
Я сканирую общественный интерес. Интерес отсутствует...
Сначала по общей науке, уточнения (сразу предупреждаю, нормального понимания функционирования ЦНС у меня до сих пор нет, хотя что-то стало яснее):
ЦНС устроена довольно сложно, есть разделение функций, есть дублирование функций. Ключевая формация, которая нам интересна – это мозжечок. Мозжечок сам не управляет мышцами, это корректирующий орган, который обеспечивает нужную точность и скоординированность движений.
Мозжечок функционально и эволюционно разделяется на 3 части:
1) Вестибулярный мозжечок – самая древняя часть, отвечает за вестибурятные функции, например.
2) Спинальный мозжечок, связан со спинным мозгом, играет ключевую роль в равновесии
3) Кортикальный мозжечок, связан с корой ГМ, отвечает в частности за точные движения конечностями.
В дебри ЦНС углубляться, думаю, не следует. Я боюсь нагнать чего-нибудь, да и для понимания оно мало чего даёт.
Это разделение показательно тем, что тут видно, что природа некоторых навыков (вестибулярный аппарат и координация) несколько разная. Разные каналы поступления информации.
В силу устройства, мозжечок ограничен в способности обрабатывать информацию. Если информация о том, какую позу сейчас занимает тело, попадает туда почти напрямую, по каналам со спинного мозга (блин, криво говорю), то зрительная информация должна пройти предварительную обработку в головном мозге, мозжечок это сделать не в состоянии.
Например, в движении нужно учесть текущий наклон тела, и сделать корректировку. Пусть у нас ось головы совпадает с осью тела. Тогда мозг может определить наклон с помощью глаз, но это довольно сложная операция. Результат обработки нужно послать в мозжечок, чтобы он скорректировал движение. Причём и в мозжечке путь информации сложный, сначала она попадает в кортикальный мозжечок, потом её нужно переслать в спинальный (прошу прощения за такую форму повествования, я могу пытаться использовать научный язык и точность, но это будет сложнее для всех и никому не нужно). Иными словами, это очень сложный набор операций, как следствие – и освоить его сложно.
Есть простое решение: разумом нужно заставить держать ось головы строго перпендикулярно земле, то есть глаза всегда параллельны горизонту. Тогда для корректировки программы движения мозжечку уже не нужно учитывать визуальную информацию, достаточно учесть информацию о наклоне головы к туловищу. А эта информация напрямую попадает с соответствующих мышечных рецепторов (мышечные веретена и сухожильные рецепторы Гольджи) в спинальный отдел мозжечка. Сложная операция разлагается на две более простые, обрабатываемые независимо.
Возможно, это выглядит несколько притянуто, но на этом основана техника прохода поворотов в мото- и велоспорте. Чтобы пройти поворот на скорости, нужно поворачивать голову так, чтобы линия глаз была параллельная земле. Контроль поворота возрастает просто на порядок. В ФК, если присмотреться, этим часто пользуются.
Аналогично с удержанием взгляда. Очень хороший пример – прыжок аксель. Аксель, наверное, координационно самый сложный прыжок, требуется сделать сильный и точный мах ногой. Чтобы увеличить точность движения, нужно отключить всё лишнее – излишний визуальный анализатор (для чего нужно фиксировать наклон головы) и вестибулярный анализатор, для чего в момент маха нужно остановить вращение головы. Это – крайне важный момент, так прыгают практически все профессиональные фигуристы, даже дети. Прыгнуть с сильным махом, без такой техники, думаю практически невозможно (техника слишком чувствительна к ошибкам – то есть может быть и возможно, но нестабильно). Думаю, что многие фигуристы до такого сами интуитивно дошли. У любителей такая техника встречается намного реже, и аксели при этом кривые – главная проблема будет сохранить ось вращения.
Эту технику можно использовать и на других прыжках, и в основном фигуристы используют. На сальхове, например. Некоторые не используют, скажем Самуэль Контести только аксель так прыгает. Но и сальхов у него в безмаховой технике.
Можно так заходить и на вращения (в спорте есть примеры тех, кто использует эту технику и тех, кто почти ей не пользуется).
Таким образом, получается крайне интересный технический момент, физиологически обоснованный. Который реально может повлиять на стабильность техники. Хотя, конечно, нужно, чтобы было чего стабилизировать.