Формирование правильных двигательных навыков катания на коньках, успех зимней оздоровительной работы в значительной степени зависят от хорошей подготовки катка, его оборудования, соблюдения соответствующих гигиенических норм в отношении одежды детей.
Каток лучше всего устроить на территории участка детского сада. Если площадь участка детского сада мала и негде устроить каток, можно использовать катки при домоуправлениях, парках, стадионах. В этом большую помощь могут оказать члены родительского комитета. Они должны договориться с администрацией этих учреждений о допуске детей на занятия в определенные дни и часы, установленные режимом работы детского сада.
Если 2—3 детских сада территориально находятся близко друг от друга и в одном есть возможность оборудовать каток, можно договориться о коллективном его устройстве и эксплуатации по строго установленному расписанию. Уход за катком в этом случае обеспечивают родители детей старших групп. Такая взаимосвязь позволит совершенствовать методику обучения детей катанию на коньках, обмениваться положительным опытом работы. При наличии коллективного катка заведующие и методисты этих детских садов смогут организовать практикум для молодых воспитателей с тем, чтобы они правильно организовали обучение с детьми. Желательно воспитателям, умеющим кататься на коньках, взять шефство над группами детей, воспитатели которых не владеют навыками передвижения на коньках.
Площадь катка зависит в основном от числа занимающихся. Кроме того, необходимо учитывать, что дети 6—7 лет впервые усваивают навыки катания на коньках, катаясь в основном по прямой. Поэтому длина катка должна быть 12—15 м. Такая длина обеспечивает каждому ребенку достаточную упражняемость в технике катания по прямой и сравнительную свободу действий.
Каток должен иметь прямоугольную форму, площадь его 120—200 м2, примерно 8—10 м2 на каждого катающегося ребенка. Необходимо правильно выбрать место для заливки катка с учетом расположения источника водоснабжения, раздевалки. Важно, чтобы каток был хорошо защищен от холодных северных ветров и снежных заносов.
Площадку для катка готовят с осени. Ее выравнивают: засыпают землей ямы и впадины, срезают лопатой бугры и кочки. Вокруг площадки будущего катка необходимо сделать валик из земли или из снега шириной 30—40 см, высотой 15—20 см, чтобы при заливке вода не вытекала за пределы площадки. Заливать можно водой из колодца, проруби, водопровода. Удобно возить воду в бочке, поставив ее на сани. Бочку подвозят к дальнему краю площадки и опрокидывают, вода разливается равномерным слоем и замерзает. Лучше всего заливать каток из шланга водопроводной водой. Для заливки катков пригодны пожарные гидранты, краны, применяемые в летнее время для поливки улиц.
Длина шланга должна быть такой, чтобы вода свободно попадала к любому месту площадки. Шланг можно изготовить из кусков резиновой трубки диаметром 25—30 мм. В местах соединения надеть шланги на металлическую трубу такого же диаметра и обмотать места соединения проволокой или же можно составить шланги из отдельных звеньев длиной 20—30 м, соединив их с помощью гаек РОТО. Желательно иметь пожарный ствол брандспойта, распыляющий струю воды.
Заливают каток в ясную погоду, после того как промерзнет верхний слой земли на 2—4 см, т. е. примерно 2—3 дня мороз должен быть не менее —3, -5.
Сначала следует несколько раз полить землю холодной водой из брандспойта. Если до начала заливки выпал снег, то его укатывают специальным щитом длиной 1 м и шириной 2 м, в передней части которого монтируется крепление в виде троса или толстой проволоки. Двое взрослых, желательно на лыжах, тащат за этот трос щит, чуть приподняв переднюю его часть, чтобы не захватывать снег во время движения, а приминать его. На щит можно положить груз. После приглаживания и уплотнения снега щитом нужно дать ему затвердеть. На это требуется 5—6 ч.
При температуре воздуха от —3 до —7 грунт промерзает на 3—5 см и вполне пригоден для первоначальной заливки. Воду на грунт наливают постепенно, тонким слоем. Струю воды направляют вверх примерно под углом 45—50° при температуре воздуха от — 1 до —5°. В этом случае мелкие капли воды частично охлаждаются и вода на поверхности льда замерзает быстрее. Смачивать снег нужно дождеобразно. Нельзя направлять струю в упор к земле, так как на снегу могут образоваться вымоины. Нельзя класть брандспойт на землю, иначе под снегом образуются сильные вымоины, в которых вода долго не замерзает.
Когда после первоначальной заливки образуется тонкая ледяная корка, заливку повторяют. Особое внимание следует обратить на равномерность заливки по всей площади катка. Нельзя допускать утечки воды за пределы заливаемой площади. На неровном поле в местах понижения нужно наливать несколько больше воды, а на возвышенностях соответственно меньше или же периодически пропускать их, не заливая.
Чтобы достигнуть большой толщины льда (4—6 см), надо начинать заливку в первые же заморозки. Если даже и наступит потепление, весь лед на катке не растает, основная его масса сохранится и при последующем похолодании можно продолжить наращивание льда. Таяние верхнего слоя ледяного покрова, с одной стороны, выравнивает поверхность, но при сильном снегопаде чистить лед в таких условиях невозможно. Приходится ждать, пока вода замерзнет, и только после этого с помощью скребков очистить лед. Если вновь ожидается потепление, то очищать каток от снега не следует, так как он предохранит лед от таяния. В установившуюся холодную погоду весь процесс первоначальной заливки повторяют. Когда слой льда будет 1—1,5 см, воду льют при температуре воздуха от —5 до —10° под меньшим углом — 25°. При температуре от —10 до —20° распылитель держат низко, чтобы мелкие капли воды не успевали замерзнуть.
Заливку удобнее начинать с наиболее удаленного от водопроводного крана участка, продвигаясь слева направо и справа налево, постепенно назад к крану. При таком способе заливщику не приходится ходить по воде и мочить шланг. Каток лучше заливать вдвоем: один льет воду из шланга, другой помогает ему: оттаскивает шланг, открывает и закрывает водопроводный кран и т. д. Каток должен быть всегда в хорошем состоянии, иначе ухудшается скольжение на коньках и дети затрачивают больше усилий при катании. Плохо скользят коньки и при сильном морозе. В таких случаях занятия на коньках отменяются.
После групповых занятий на поверхности катка, как правило, остаются следы, царапины, выбоины, трещины. Ледяные срезки очищают широкими фанерными движками с жестяной полосой внизу или с помощью снегоочистительного скребка, который изготовляется из дюралюминия шириной 10 см, высотой 45 см, толщиной 1,5—2 мм. В качестве держателя к скребку прикрепляют изогнутую в форме буквы «П» металлическую трубу длиной 2—5 м.
Для ручной очистки небольших наплывов применяют ручной стружок, изготовленный из стального листа шириной 150 мм, высотой 70 мм. Широкая его часть с одной стороны затачивается, а к другой прикрепляется палка (ручка). Трещины и выбоины шпаклюют мокрым снегом, а затем поливают холодной водой.
Поверхность льда желательно отшлифовать. Шлифуют лед с помощью прямоугольного деревянного ящика без дна (шлифовальное корыто) длиной 1,5—2 м, шириной 0,5—0,8 м, доски толщиной 4—5 см. Нижнее ребро ящика обивают резиной (шланг или поролон). К ящику прикрепляют веревку или проволоку длиной 2,5 м, за которую тянут ящик. При шлифовке вода (лучше горячая) поступает по шлангу в ящик. Благодаря резине вода не вытекает за пределы ящика и во время движения равномерно покрывает лед тонким слоем. Для получения достаточного давления на ящик кладут с обеих сторон какой-либо груз. Шлифовку льда проводят так же, как и заливку катка. Уровень воды в ящике во время заливки должен быть 5—8 см. Вода в нем должна быть все время. С помощью поливочного шлифовального ящика достигается более высокое качество льда, чем при заливке шлангом.
После черновой заливки и первой чистки льда желательно делать разметку катка краской, хорошо растворимой в воде, лучше анилиновой, синего или красного цвета. Необходимо иметь 2—3 кисти малярные с мазком 4—5 см на палке длиной 120—130 см.
На детском катке хорошо разметить прямоугольник на расстоянии 1,5—2 м от валиков катка. Ширина линий прямоугольника 5—7 см. В середине прямоугольника можно разметить круг диаметром 5 м линией шириной 5 см.
Линии разметки помогают детям усвоить правила катания: кататься только за прямоугольником, против часовой стрелки; если еще нет устойчивости на коньках, кататься нужно в центре прямоугольника. Нарисованный круг помогает детям усвоить бег по кругу.
Эти линии могут быть использованы для выполнения различных заданий, для проведения игр на льду. На катке нужно предусмотреть скамейки для отдыха детей.
Успех в обучении катанию на коньках зависит не только от подготовки катка, но и от других обстоятельств.
Одежда юного конькобежца должна быть легкой, достаточно теплой, не стесняющей движений, особенно в плечах и коленях. Для катания на коньках удобны вязаный свитер с высоким воротом и трикотажные рейтузы или тренировочные брюки. Можно заниматься и в обычном байковом или суконном лыжном костюме. Под брюки надо надеть трикотажное белье.
На первых занятиях на снежной утрамбованной площадке детям можно заниматься в коротком пальто или легкой шубке и обычной меховой шапке-ушанке. Такая утепленная одежда предохранит ребенка от ушибов, которые вполне возможны в начале обучения, и от переохлаждения (начинающий кататься на коньках, как правило, медленно передвигается по льду).
Когда же начинаются занятия на катке, дети могут заниматься в специальном теплом спортивном костюме. На голову лучше надевать вязаную шапочку на матерчатой мягкой подкладке, прикрывающую лоб и уши. На руки удобнее надевать шерстяные варежки, поверх которых — тонкие рукавицы из брезента или парусины. Эти рукавицы предохраняют шерстяные варежки от намокания и последующего промерзания.
Ботинки с коньками надевают на шерстяной носок. Если ботинки немного велики ребенку, в них следует положить толстые стельки или надеть две пары носков. Чтобы ноги не мерзли, в ботинки можно положить стельки из войлока или газетной бумаги, сложенной в несколько раз. Газетная бумага — прекрасный теплоизолирующий материал, при низкой температуре воздуха —14° ею можно обернуть ноги. Хорошо подложить бумагу и на грудь под свитер.
Очень важно правильно шнуровать ботинки для коньков: они шнуруются мягким и достаточно толстым шнурком. Для шнуровки можно использовать белую широкую тесьму длиной 80—100 см. Вставляют шнурок в отверстия ботинка сверху вовнутрь крестообразно, так, чтобы при стягивании он не распускался.
Шнуровать ботинок надо свободно, чтобы пальцы ног не мерзли, в то же время ботинок должен плотно стягивать ногу. Подъем ноги стягивают туже, а на сгибе шнуровку ослабляют. Детей не следует каждый раз приучать зашнуровывать и расшнуровывать ботинки, так как это занимает много времени. Необходимо делать это один раз. А в последующем лишь стягивают шнурки перед занятием и расслабляют после занятия. Для одного зимнего периода необходимо иметь пару запасных шнурков.
Хорошо отталкиваться и скользить можно только на острых коньках. У хорошо отточенных коньков края полоза острые, поверхность его отполирована и имеет определенный овал, характерный для каждого типа коньков.
Для точки простых коньков необходимо приобрести станок, комплект брусков (крупнозернистый, мелкозернистый н шлифовальный). Проверить остроту коньков можно ногтем. Если ноготь соскакивает, значит, конек достаточно острый. Простые коньки устанавливают в станке таким образом, чтобы носки коньков находились на одной линии, подошвы — горизонтально. Коньки вставляют в прорези так, чтобы регулировочные вкнты приходились у основания передних чашечек.
Бруски для точки коньков должны быть ровными и чистыми. Первую точку следует сделать крупнозернистым бруском, мелкозернистым бруском снять заусеницы, затем провести несколько раз в продольном направлении, вновь снять заусеницы и шлифовальным бруском или мраморной плиткой, смоченной водой, довести полотно полоза до зеркальной поверхности. После этого коньки вынимают из станка и протирают тряпкой.
По поверхности лезвий коньков брусок водят неторопливо или легкими вращательными движениями или слегка смещая его то влево, то вправо, или наискось. Такая техника точки предохраняет бруски от изнашивания.
Для подготовительных упражнений в осенний период на лезвия коньков надевают чехлы из кожи, резины, чтобы предохранить их от затупления.
После каждого катания коньки очищают от снега и насухо протирают их мягкой тряпкой, чтобы коньки не ржавели. При входе в помещение надо немного подождать, пока коньки прогреются и отпотеют, а затем вытереть их еще раз. В детском саду каждый ребенок должен иметь свою тряпочку для вытирания коньков.
В детском саду необходимо выделить место для хранения одежды и ботинок с коньками. Для этого желательно выделить небольшую комнату, в которой установить полочки, вешалки. Здесь можно хранить костюмы и индивидуальные мешочки с меткой, в которые дети кладут носки, парусиновые рукавицы, тряпочку для протирания коньков, чехлы, коньки. Мешочек лучше сшить из плотной, темной ткани. Верхняя часть его затягивается тесьмой. Длина мешочка 50 см, ширина 35 см. В комнате могут находиться и различные пособия для занятий на льду.
Летом коньки с ботинками хранят в сухом помещении, ботинки покрывают жирным слоем гуталина, а коньки — техническим вазелином.
Успех обучения детей катанию на коньках зависит и от метеорологических условий. Лучше всего занятия в средней климатической полосе РСФСР проводить в безветренную погоду при температуре воздуха от —4 до —16°. Иногда даже при температуре от —3 до —5° бывают сильные ветры. В таких случаях занятия не проводят, так как сильный ветер способствует большой потере тепла организмом.
От температуры воздуха зависит продолжительность занятий на катке. Например, при температуре от —12 до —16° их продолжительность равна 15—20 мин, тогда как при более теплой погоде занятия могут длиться до 35—40 мин, но с обязательным отдыхом в помещении в течение 10 мин после 15—20 мин проведения занятия. Во время отдыха дети сидят вытянув ноги. Шнурки ботинок можно расслабить, так как ступни ног детей во время занятий очень быстро устают.
Занятия на воздухе целесообразно проводить со всеми детьми 2 раза в неделю, когда отсутствуют физкультурные и музыкальные занятия. Лучшее время для проведения учебных занятий — 10—11 ч утра, в начале прогулки. Самостоятельное катание в конце зимы может быть организовано и во вторую половину дня в начале вечерней прогулки продолжительностью 25—40 мин.
В подготовительный период до начала зимы можно проводить занятия в часы прогулок с небольшими подгруппами детей (5—6 человек). Длительность таких занятий не должна превышать 10—15 мин.
Для организации занятий с детьми можно привлечь родителей. Они могут оказать помощь и в приобретении спортивного оборудования для занятий: коньки, куртки, индивидуальные мешочки, шнурки, тряпочки для ухода за коньками. Важно, чтобы работа с родителями в этом плане была продумана задолго до начала зимы. В сентябре хорошо провести родительское собрание по организации обучения детей катанию на коньках, на котором установить сроки приобретения необходимого оборудования, договориться о подготовке площадки для катка. Следует разработать график уборки катка в течение зимы родителями детей подготовительных к школе групп. |