Tulup.ru - Клуб любителей фигурного катания

Урок пятый

Страницы: 12345678910111213141516171819   
 

Особые свойства коньков + Наклон туловища: что это такое? + Наш руль + Все прочувствуйте сами + «Змейка» скользит по льду катка

И вот мы вновь собираемся у бортика катка. До начала занятия еще несколько минут, но все уже должны быть в сборе.

Каждое занятие мы будем начинать всегда с повторения пройденного и усвоенного материала, а затем переходить к неизвестным, новым движениям, упражнениям.

И еще одно: номера уроков в моей книге конечно же не будут совпадать с номерами ваших уроков на льду, потому что освоение заданий «книжного урока» потребует нескольких ледовых занятий. Распределение заданий уже чисто индивидуальное дело, и важно, чтобы все задания были хорошо выполнены. Потому что какое-то сложное движение вы не будете в состоянии выучить, поскольку ранее не выучили более простое.

Теперь — на лед. Для начала — обычное скольжение вперед. Просто скольжение. Будьте внимательны к тому, что произойдет в конце скольжения, когда вы поставите две ноги на лед. Присматривайтесь не только к себе, но и к другим. Проделаем упражнение несколько раз, а затем соберемся все вместе. На что же вы обратили внимание в конце скольжения, когда обе ноги были на льду? Вот ты, мальчик, что заметил?

Тебя в конце скольжения закручивало или вправо, или влево. Правильно. Так и должно быть. А больше ты ничего не заметил? У своих соседей тоже ничего не увидел необычного? Ах, их даже разворачивало спиной к движению! Ты прав. Так бывает, и даже очень часто. И это совершенно естественно, потому что обусловлено самой конструкцией ваших коньков, да и вообще всех коньков для фигурного катания. Можно сказать, что это одно из достоинств нашего спортивного оружия. О том, как использовать это достоинство, мы сегодня и поговорим. Но сначала вспомним, что вы знаете о ребрах коньков для фигурного катания. Мы об этом подробно говорили на одном из предыдущих уроков.

А теперь на практике попробуем использовать свойства наших коньков, посмотрим, что это нам дает.

Встаньте на одну правую ногу. Затем оттолкнитесь левой и в третьей позиции, чуть наклонив туловище в правую сторону и выведя вперед правую руку, заставьте себя как можно дольше проехать на наружном ребре правого конька по дуге.

Только не торопитесь. Наклон туловища необходим, не держите его совершенно прямо. Если не наклоняться вправо, а еще точнее — в центр того будущего круга, который должен ты начертить, движение по кругу вообще невозможно. Именно поэтому я и попросила сразу же наклонить туловище.

При этом надо еще знать, что чем больше будет скорость скольжения по кругу, тем больше нужен наклон, без этого трудно устоять на коньке. Когда вы будете изучать законы физики, то узнаете о центробежных и центростремительных силах. Именно они часто действуют на фигуриста в различных движениях. Без наклона внутрь круга движение по кругу невозможно.

А поскольку сильно наклоняться внутрь круга вы пока просто не сумеете, дуги, по которым вы едете, будут не очень крутыми, а начальная скорость скольжения — невысокой. Легкий толчок, небольшой наклон туловища — и вы заскользите по дуге или по кругу без особого затруднения.

У вас есть вопросы? Пожалуйста, задавайте. Так, так, я как раз и ожидала именно этого вопроса: «Что же такое наклон туловища?» Давайте разберемся.

Наклон туловища должен выглядеть так. Вы наклоняетесь вправо (или влево — в зависимости от того, в какую сторону и на какое ребро делаете дугу или круг). Бояться не надо. Только не искривляйте ногу в голеностопном суставе. Понятно? Ну вот и хорошо. И еще — постарайтесь, чтобы плечи не были перекошены.

Я понимаю, что не сразу так получится, что нелегко почувствовать поддержку ребра конька. Поэтому-то и задаю вам дополнительное домашнее задание. Оно не потребует никакого дополнительного инвентаря. Выполняется это упражнение у стены. На ногах должны быть ботинки с коньками. Вы наклоняетесь к стене, чуть опираясь на нее правой или левой рукой, в зависимости от того, в какую сторону делаете наклон. Туловище при этом должно быть прямым, ни в коем случае не «ломайте» его.

Повторять это упражнение нужно десятки раз. И когда в очередной раз выйдете на лед, сразу почувствуете, как много оно вам дало.

При скольжении на правой ноге на наружном ребре конька левая нога свободна, она приподнята надо льдом, и носок ее должен быть развернут сзади.

Выполнение этого движения будет вначале очень трудным. И вот почему. Вас будет либо резко закручивать по спирали, либо, наоборот, вы никак не сможете «лечь» на дугу, потому что наклон будет недостаточным. Не надо отчаиваться. Проверьте положение рук: для дуги на правой ноге на наружном ребре — впереди правая рука и правое плечо, левая рука и левое плечо отведены назад; для дуги на левой ноге на наружном ребре — положение рук и плеч зеркальное. Теперь все зависит от вашей настойчивости.

Заставьте себя без устали повторять неподдающееся движение. Ведь так проверяются еще и ваша воля, ваш характер! И в конце концов вы почувствуете — этот момент обязательно придет, надо только быть готовым к нему и не пропустить,— при каком наклоне, при каком положении свободной ноги и рук вам удобней всего скользить на ребре конька. Я уже раньше рассказывала вам, какие функции выполняют ваши руки и тело. Для меня важнее всего то, чтобы вы ощутили мышечно и запомнили навсегда положение, при котором удобнее всего идет скольжение на ребре конька.

Это очень важный штрих, о котором надо помнить всегда. Нельзя ни одно движение закрепить надолго, если не прочувствовать мышцами, если не поймать тот момент, когда оно получится впервые точно и легко. А затем надо еще будет научиться возвращать себе неоднократно это мышечное ощущение, чтобы оно стало своим, близким, всегда доступным.

Вам, наверное, хочется узнать, что же все-таки может помешать быстро научиться скольжению на одном ребре, если все мои рекомендации будут выполнены?

Вопрос естественный. Хочу сразу обратить внимание на свободную ногу. Она у фигуриста является как бы рулем: при одном и том же наклоне туловища движением свободной ноги вы можете закрутить дугу круче или, наоборот, сделать ее совсем пологой.

Каково стандартное положение свободной ноги, при котором скольжение на ребре по дуге получается наиболее удачно? Нога должна быть оттянута назад, развернута носком наружу и находиться над следом или чуть-чуть сбоку от следа, который вы прокладываете. При этом свободная нога след пересекать не должна.

Вы все делаете правильно. Только не забывайте о том, как надо держать руки и плечи. При скольжении на правом внешнем ребре конька надо выдвинуть вперед правое плечо и правую руку, а левую руку и плечо отвести назад. Зафиксируйте это положение. Привыкните к нему, хотя вначале будет и неудобно и непривычно.

Если все мои рекомендации будут учтены, вам всем удастся вскоре выполнить это скольжение. Вместе со скольжением на правой ноге одновременно изучайте и тренируйте скольжение на левой. В фигурном катании не было, нет и не будет фигуристов-«одноножек», то есть таких спортсменов, которые основные движения делали бы лучше на правой или на левой ноге. Между прочим, в «школе» черчение фигур обязательно происходит поочередно на правой и на левой ноге. И к этому фигурист готовится с первых дней выхода на лед.

Поскольку вам пока трудно сделать полный замкнутый круг, упражнение выполняйте на полукружьях.

Проведем вдоль катка с помощью, скажем, лыжной палки ось. Дуги будем располагать то слева, то справа от этой оси. Исходное положение таково: левая нога стоит на оси, правая — перпендикулярно ей, в третьей позиции. Правая рука и плечо впереди, левая рука и плечо отведены назад. Толкаемся левой ногой на наружное ребро правого конька (правая нога согнута) и скользим по дуге. Плавным движением отводим назад правую руку и плечо, одновременно выводя вперед левую руку и плечо.

Левая свободная нога из положения сзади проносится вперед рядом с опорной ногой. Это движение должно быть закончено в момент, когда вы подъезжаете к нашей оси.

Положение, в котором вы сейчас находитесь, позволяет сделать толчок на наружное ребро левого конька, но уже с другой стороны оси. Напомню, что левая рука и плечо впереди, правая рука и плечо отведены назад, правая, свободная, нога после толчка находится сзади и к концу дуги выносится вперед. Затем вновь скользим на правой ноге.

В дальнейшем попытайтесь про-скользить на одной ноге на наружном ребре целый круг. Можно считать это движение вполне освоенным тогда, когда вам удалось замкнуть круг. Каков диаметр круга? Приблизительно пять метров. При черчении такого круга туловище наклонять надо несильно.

А теперь я хочу вам напомнить — ведь прошло уже несколько занятий на льду, во время которых вы осваивали скольжение на ребре,— что у наших коньков есть еще и внутренние ребра. Сокращенно можно называть их так: правое внутрь и левое внутрь. После того как вы смогли скользить по дуге и по кругу на внешних ребрах, сразу переключиться на новый вариант скольжения опять-таки будет нелегко. И здесь тоже есть свои технические детали, без точного освоения которых дело застопорится.

Встаньте в стартовую позу. Толчок левой ногой на правую ногу вперед обычный, ничем не отличающийся. Левая рука и плечо впереди, правая — сзади. Это необходимо для того, чтобы вас не закрутило даже при самом обычном скольжении вперед. Наклон туловища влево естественно «положит» вас на внутреннее ребро правого конька. На этом ребре и надо постараться продержаться как можно дольше.

Положение частей тела в этот момент: правая, опорная, нога согнута в колене; левая, свободная, нога отведена назад и находится над следом, который оставляет ваш конек. При этом носок левой ноги должен быть развернут, колено тоже развернуто.

Вы помните упражнение, которое мы выполняли по обе стороны оси? Теперь необходимо исполнить его, скользя на внутренних ребрах. К концу дуги вперед выносится свободная нога, готовясь к продолжению движения, а также и рука и плечо, ранее бывшие сзади. Затем вы приходите на другую ногу, на внутреннее ребро конька, и так далее, продолжая движение вдоль оси. Наклон каждый раз к центру круга, по дуге которого вы едете.

В дальнейшем старайтесь сделать на правой и на левой ноге (на внутренних ребрах) полный замкнутый круг.

Здесь мне хочется еще раз — уже более подробно — рассказать вам о свободной ноге. Она выполняет роль руля при вашем скольжении. Давайте проделаем несколько маленьких опытов, чтобы убедиться в этом.

Начнем скольжение вперед на правой ноге на внутреннем ребре. И по ходу попробуйте занести свободную ногу — левую — да еще как бы скрестить ее с опорной ногой. Что у вас получилось? Закрутило по очень крутой дуге внутрь. Даже развернуло. Бросило в «штопор», из которого не так легко выйти даже опытному фигуристу, а новичка и вовсе бросит на лед.

А теперь еще один эксперимент. Попробуйте отставить свободную ногу подальше в сторону, то есть отвести ее ближе к центру круга, по которому должны проехать. Вот видите, как трудно наклонить туловище внутрь. А без этого и круг не получится, линия движения будет спрямлена.

Все, о чем я сейчас рассказала, полностью относится и к положению плеч. Оно тоже имеет большое значение, как регулятор движения. Держите левую руку и левое плечо немного выдвинутыми вперед при скольжении на правой внутрь. Заставьте себя намертво зафиксировать это положение тела.

Повторите задание, ребята. И еще раз сделайте. И еще раз... И главное, почувствуйте всеми мышцами, как надо делать правильно. Об этом, кстати, я всегда напоминаю и самым опытным своим ученикам, которые осваивают движения во много раз более сложные, чем ваши.

Освоив скольжение по кругу на правой и левой ноге, на внешних и внутренних ребрах, проверьте в самых различных вариантах роль свободной ноги как руля. Перемещения свободной ноги помогут скользить то очень круто, то полого. И чем увереннее будете вы сами регулировать крутизну дуг, тем лучше сможете вы в будущем чертить обязательные школьные фигуры. Этим мы займемся на следующих занятиях.

Цель сегодняшнего урока более проста: вам надо научиться уверенно владеть коньком. А для того чтобы ваша уверенность еще более возросла, хочу познакомить вас с одним интересным упражнением на ребрах.

Начните скользить на правой ноге на наружном ребре конька. После этого перенесите наклон туловища немного влево. Левая нога в это время находится сзади, вплотную за опорной ногой, а левая рука выносится вперед. Надо заставить себя скользить на правой ноге внутрь. Далее вы вновь выносите вперед правую ногу чуть-чуть левее, переносите наклон туловища вправо. Скольжение идет уже на правой ноге наружу.

Это упражнение надо повторять многократно. Пока не получится уверенное скольжение.

Если вы посмотрите на след, оставленный вашим коньком на льду, при выполнении этого упражнения, то вы увидите «змейку». «Змейка» эта извивается вдоль условной прямой линии, по которой и идет движение. Эту линию фигурист пересекает то справа налево, то слева направо. Поэтому-то дуги, проведенные как на внешнем, так и на внутреннем ребре, должны быть по возможности одинаковыми.

И последнее замечание, прежде чем мы сделаем перерыв: дуги не должны быть при выполнении «змейки» слишком крутыми.

 
Чайковская Е. А. Фигурное катание.- Изд. 2-е, перераб., доп.— М.: Физкультура и спорт, 1986.— 127 с, ил.— (Азбука спорта).
Разделы
Фигурное катание (Чайковская Е.)
Урок первый
Урок второй
Урок третий
Урок четвертый
Урок пятый
Урок шестой
Урок седьмой
Урок восьмой
Урок девятый
Урок десятый
Урок одиннадцатый
Урок двенадцатый
Урок тринадцатый
Урок четырнадцатый
Урок пятнадцатый
Урок шестнадцатый
Урок семнадцатый
Урок восемнадцатый
Урок последний, музыкальный
Вход


Имя
Пароль
 
Поиск по сайту

© Tulup 2005–2024
Время подготовки страницы: 0.013 сек.