Tulup.ru - Клуб любителей фигурного катания

Шаги и спирали

Страницы: 1234567891011121314151617181920212223242526272829   
 

Произвольное катание состоит из фигур, различных по двигательному рисунку, форме, амплитуде и скорости. Значительную роль играет музыкальное сопровождение, в каждом случае диктующее оригинальное решение каждого элемента и их сочетаний. При всем разнообразии движений элементы произвольного катания можно разделить на следующие группы: шаги, спирали, вращения, прыжки во вращение и прыжки многооборотные.

Шаги соединяют все элементы программы в единое целое и выполняются в различных скоростных режимах, в том числе в максимальном. Овладение разнообразными шагами повышает координационные возможности фигуриста, совершенствует мастерство скольжения, создает базу для изучения других элементов фигурного катания. Спирали вносят в произвольные программы разнообразие, подчеркивающее присущую фигуристам способность к длительному скольжению, требующему хорошего чувства равновесия и гибкости.

Характерными элементами произвольного катания являются вращения, или, как их еще называют, пируэты. Исполнение быстрых, хорошо центрованных пируэтов свидетельствует о совершенной работе анализаторных систем организма, подготавливает фигуриста к овладению многооборотными прыжками — важной группой элементов произвольного катания. Прыжки в наибольшей степени отражают атлетические возможности спортсмена и считаются одним из главных технических компонентов современного фигурного катания. Решающее условие успеха в произвольном катании— высокое мастерствб выполнения всех перечисленных групп элементов, тесно связанных и гармонично дополняющих друг дpyгa.

Органическая связь движений с музыкой, стремление возможно точно выразить эстетический замысел программы требуют от фигуриста высокого технического мастерства, выразительности и атлетизма. Именно в этом и проявляется единство двух сторон произвольного катания — технической и артистической. Повышение уровня технического мастерства открывает путь к решению более сложных эстетических задач.

ШАГИ И СПИРАЛИ

Общая картина перемещения фигуриста по площадке во время исполнения произвольной программы обычно весьма сложна. Здесь очень важны уверенное экономичное скольжение, владение шагами и спиралями различной формы, умение кататься на крутых дугах, используя широкие возможности фигурных коньков, создающих исключительно благоприятные условия для скольжения по инерции.

Шаги представляют собой комбинации толчков, дуг, троек, перетяжек, скобок, крюков, выкрюков и петель, с помощью которых фигурист перемещается по площадке. Шаги в фигурном катании могут быть классифицированы по нескольким признакам. Различают шаги, выполняемые на одной ноге с переходом на другую и на двух ногах. Комбинации шагов на двух ногах называют змейками. В зависимости от рисунка комбинаций шагов различают дорожки по прямой, по кругу и так называемый серпантин — комбинацию шагов с извилистым рисунком, состоящую из крутых дуг (рис. 45). С учетом основного ключевого элемента, встречающегося в данной комбинации, различают шаги тройкой, скобкой, крюком, выкрюком, петлей, на зубцах и т. д.

Рис. 45. Расположение комбинаций шагов на площадке: а — по  прямой,  б—по кругу,   в — в   серпантине
Рис. 45. Расположение комбинаций шагов на площадке: а — по прямой, б—по кругу, в — в серпантине

Одни шаги служат для поддержания и увеличения скорости скольжения, другие благодаря оригинальности и сложности движений играют самостоятельную роль, наиболее полно и точно отражая характер музыки, ее колорит. Оба вида шагов постепенно сближаются, а в лучших композициях одновременно решают обе задачи. Простые перебежки и подталкивания заменяются оригинальными комбинациями. Повороты, перетяжки, петли, подскоки и вращения, многократно повторяемые в различных сочетаниях, значительно повышают двигательные возможности фигуриста, улучшают композиционный рисунок программы.

Перебежка — простейшая разновидность шагов. Ее выполняют ходом вперед и назад. Овладение перебежками создает основу для совершенствования шаговых движений, рождает у исполнителя чувство легкости, непринужденности и естественности скольжения.

Перебежку вперед разучивают с помощью следующих упражнений. После небольшого разбега фигурист приседает и скользит на двух коньках, расположенных параллельно и плотно друг к другу. Следует добиваться бесшумного скольжения. Контролируют правильность выполнения упражнения по звуку: при хорошем выполнении слышен лишь легкий хруст льда.

След должен быть тонким, почти без снежной стружки. Упражнение сначала выполняют по прямой, а затем по дугам — вправо и влево.

Отталкивание наружной (правой) ногой. Коньком правой ноги нажимают на лед, выполняя толчок. Конек движется без проскальзывания и касания льда зубцами. В конечном положении правую ногу выпрямляют и отводят назад. Левая нога все время согнута.

Отталкивание внутренней (левой) ногой. Из исходного положения левую ногу перемещают несколько назад и, нажимая на лед наружным ребром конька, мягко выполняют толчок, без проскальзывания и касания льда зубцами. Одновременно правую ногу выносят вперед и несколько внутрь левой и держат согнутой на протяжении всего толчка до возвращения левой ноги в исходное положение.

Освоив скольжение на двух ногах в положении приседа, отталкивание правой и левой ногой, переходят к упрощенному варианту перебежки вперед. Каждое движение выполняют на 4 счета в следующей последовательности: скольжение на двух ногах, толчок правой ногой, толчок левой ногой, скольжение на двух ногах, и т. д. Затем переходят к выполнению собственно перебежки, т. е. чередуют толчки левой и правой ногой без промежуточного скольжения на двух ногах.

Выполнять перебежки назад проще, чем вперед. Наиболее распространенная ошибка — скобление льда зубцами конька из-за чрезмерного наклона тела вперед. Для ее устранения добиваются более вертикального положения туловища, контролируя правильность перебежки на слух: касание льда зубцами конька хорошо слышно как окружающим, так и самому фигуристу.

Главные технические особенности перебежек — сильно согнутая опорная нога, полное выпрямление толчковой ноги в конце толчка, отсутствие вертикальных перемещений тела и непринужденное положение головы, плеч и рук.

После овладения перебежками можно приступать к разучиванию шагов с поворотами. Многие встречающиеся в них положения являются исходными, промежуточными или конечными в более сложных элементах — прыжках и вращениях. Кроме того, повороты в шагах часто выполняют настолько слитно, что создается эффект вращения — фигурист вращается и одновременно перемещается по ледяной дорожке. Такие шаги положительно влияют на функции вестибулярного аппарата и готовят организм спортсмена к выполнению сложных вращений.

Простейшими считаются шаги, в которых основной поворот — тройка. К достаточно легким и весьма полезным относится шаг тройкой вперед-наружу. Он состоит из тройки левая назад-внутрь с последующей сменой скольжения на правой назад-наружу. Тройку выполняют так, чтобы в исходном положении свободная нога была выпрямлена и отведена назад, а в момент поворота не полностью прижималась бы к опорной. Важно четко фиксировать конечное положение поворота тройкой: в положении левой назад-внутрь правая нога выпрямлена и отведена назад. Переход на правую назад-наружу сопровождается энергичным отталкиванием внутренним ребром левого конька, в результате чего левая нога выпрямляется и отводится назад-вверх.

В исходном и конечном положениях свободная нога развернута, туловище и голова держатся прямо. Нельзя допускать резких движений руками.

Подготовительным упражнением к выполнению прыжков, в частности прыжка петлей, считается шаг тройкой назад-наружу. В исходном положении фигурист скользит ходом правой назад-наружу, левая нога впереди, затем выполняет тройку правой назад-наружу — правой вперед-внутрь и переводит левую ногу в положение назад-внутрь. После этого правую ногу ставят назад-наружу, и шаг повторяется.

Здесь есть ряд особенностей, соблюдение которых значительно улучшает качество выполнения шага. В исходном положении плечи и голова обращены внутрь круга, свободная нога при повороте тройкой несколько развернута и скрещена с опорной впереди нее. Переход на правую назад-наружу выполняется как аналогичная перебежка назад и заканчивается тройкой назад-наружу.

Оба рассмотренных шага весьма удобны для увеличения скорости скольжения, а при соответствующей хореографической окраске могут приобрести и определенный танцевальный характер. Шаги тройкой при последовательном выполнении в одну сторону образуют круговые комбинации. Эти же шаги, выполненные поочередно с разных ног, образуют серпантин.

Часто встречается — как самостоятельно, так и в различных комбинациях — шаг крюком назад-наружу. Из исходного положения левая вперед-внутрь, правая нога впереди следует переход на правую назад-наружу, левая нога сзади. Затем выполняют переход в исходное положение на левую вперед-внутрь, одновременно выносят правую ногу вперед, и шаг повторяется. Голову необходимо держать прямо, а спину прогнуть.

Весьма полезны и эффектны скобочные шаги. Они могут быть исполнены как по прямой, так и по кругу. Наряду с шагами на ребрах коньков существуют шаги на зубцах. Как правило, их включают в различные комбинации, чтобы подчеркнуть характерные моменты музыкального сопровождения. Шаги на зубцах являются хорошим упражнением для укрепления голеностопных суставов и развития мышц стопы. Здесь, как и вообще в шагах, важна хорошая осанка. Как правило, шаги на зубцах нужно выполнять так, чтобы вертикальные перемещения тела не были заметны.

Составляя комбинации, следует чередовать шаги, позволяющие увеличивать скорость движения, с шагами, в которых эта возможность выражена слабее.

Спирали. К спиралям относятся элементы, при выполнении которых на льду остается след в виде линии с плавно меняющейся кривизной. Спирали могут быть классифицированы по ряду признаков. В зависимости от положения тела различают ласточку, кораблик и другие позы (рис. 46). В зависимости от направления и фронта скольжения спирали выполняют на наружном и внутреннем ребрах конька, вперед и назад. Разновидностью спирали считается циркуль. При выполнении циркуля одну ногу фиксируют на льду с помощью зубцов или пятки конька, другая описывает окружность, центром которой является точка фиксации (рис. 47). Существуют комбинации спиралей, а также комбинации спиралей с циркулями.

Рис. 46. Спирали
Рис. 46. Спирали
Рис. 47. Циркули
Рис. 47. Циркули

Красота и точность позы — важное требование, предъявляемое к спирали. Для ласточки это высоко поднятая развернутая нога, непринужденное положение головы и рук, для кораблика — выпрямленные ноги, прогнутая спина, для циркуля — положение глубокого приседа, прямая спина, поднятая голова.

Чем выше скорость, тем эффектнее спираль. Высокая скорость скольжения улучшает зрительное восприятие, позволяет увеличить наклон тела, усиливая динамику позы. Кроме того, скольжение на большой скорости, как правило, повышает устойчивость. Часто спираль играет роль элемента, выполняя который спортсмен получает возможность отдохнуть, подготовиться к сложной части программы.

Спирали и циркули с успехом можно разучивать в зале, на спортивной площадке. Спираль в положении «ласточка» на начальных этапах обучения можно выполнять с невысоко поднятой свободной ногой. Кораблик при недостаточной выворотности целесообразно разучивать сначала на согнутых ногах, а затем на одной выпрямленной, а другой согнутой. Но и в этом случае необходимо стремиться к высокой скорости скольжения, точности позы и соответствию ее замыслу всей композиции. При всей своей относительной простоте исполнения спирали, выполненные в оригинальной позе в соответствии с музыкой, могут стать украшением произвольной программы.

Изучение спиралей (ласточка вперед и назад, ласточка на сильно согнутой опорной ноге, спираль в положении «пистолетик» и др.), а также циркулей — необходимое условие овладения вращениями, требующими умения сохранять равновесие в сложных статических положениях.

Специальные упражнения в тренировке шагов и спиралей. Наряду с упражнениями для развития общей и специальной выносливости тренировка шагов и спиралей должна включать их имитацию в зале. Это поможет добиться необходимой точности выполнения каждого промежуточного положения, отработать их до автоматизма, повысить координацию движений и гибкость.

Весьма полезным упражнением считается выполнение шагов с отягощениями в виде пояса, манжет на руках и ногах фигуриста. Это развивает силу, выносливость, повышает быстроту выполнения шагов и устойчивость позы.

Нередко применяют отягощение в виде груза, находящегося на льду и прикрепленного с помощью шнура к поясу. Такое отягощение постоянно оказывает сопротивление спортсмену, что способствует развитию силы, необходимой при выполнении шагов и спиралей. Устройство пояса должно обеспечивать свободное вращение наружного кольца вокруг внутреннего, подобно поясу акробатической лонжи.

Для совершенствования шагов можно использовать также резиновый амортизатор, как показано на рис. 48. Этот способ весьма эффективен при совершенствовании перебежек вперед и назад, а также шагов по кругу. При этом лучше использовать пояс, описанный выше. Резиновый амортизатор, прикрепленный к вращающемуся поясу, можно использовать и для совершенствования шагов любой конфигурации и даже всего шагового рисунка программы. Тренер скользит за спортсменом, создавая нужную степень натяжения амортизатора.

Рис. 48. Использование   резинового амортизатора для совершенствования шагов по кругу
Рис. 48. Использование резинового амортизатора для совершенствования шагов по кругу
 
Фигурное катание на коньках: Учеб. для ин-тов физ. культ. Под общ. ред. А. Н. Мишина. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 271 с, ил.
Разделы
Фигурное катание на коньках (под редакцией Мишина А.Н.)
Глава 1. Введение в специальность
Глава 2. Возникновение и развитие фигурного катания
Глава 3. Физиологические особенности фигурного катания
Глава 4. Биомеханические основы техники движений фигуриста
Глава 5. Эстетические основы фигурного катания
Глава 6. Начальное обучение фигурному катанию
Глава 7. Обязательные упражнения
Основные понятия. Терминология
Общие положения техники обязательных фигур
Выполнение элементов фигур
Особенности методики обучения обязательным фигурам
Глава 8. Произвольное катание
Шаги и спирали
Вращения
Прыжки во вращение
Многооборотные прыжки
Техника исполнения и методика обучения основным многооборотным прыжкам
Глава 9. Парное катание
Глава 10. Спортивные танцы на льду
Глава 11. Тактика построения коротких и произвольных программ
Глава 12. Методика тренировки программ
Глава 13. Физическая подготовка
Глава 14. Психологическая подготовка фигуристов
Глава 15. Управление подготовкой фигуристов
Глава 16. Организация и методика многолетней подготовки фигуристов в спортивных школах
Глава 17. Массовые формы работы по фигурному катанию
Глава 18. Судейство соревнований
Глава 19. Научно-исследовательская работа в фигурном катании
Глава 20. Инвентарь фигуриста
Вход


Имя
Пароль
 
Поиск по сайту

© Tulup 2005–2024
Время подготовки страницы: 0.011 сек.