Прыжки, в которых вращение продолжается после приземления, называют прыжками во вращение. При их выполнении обычно не стремятся сделать в полете максимально возможное число оборотов. По этой основной причине прыжки во вращение выделены в отдельную группу. Главная задача фигуриста в прыжках во вращение — большая высота полета и быстрое, устойчивое вращение после приземления.
Классификация прыжков во вращение. Различают прыжки с приземлением и последующим вращением на толчковой ноге и прыжки, в которых приземление и вращение происходят на ноге, выполняющей мах. В зависимости от позы вращения различают прыжки в волчок и во вращение ласточка. Возможны также прыжки во вращение и с другими конечными и промежуточными положениями.
Существенное влияние на выполнение прыжка во вращение оказывает характер позы, которую фигурист принимает в полете. С этой точки зрения можно выделить прыжки с положением в полете,
Таблица 1
Классификация основных прыжков во вращение
Название | Способ толчка | Смена ноги | Положение после приземления |
Прыжок в волчок | Аксель | Нет | Волчок вперед |
Прыжок в волчок на маховую ногу | Аксель | Есть | Волчок назад |
Прыжок в ласточку | Аксель | Есть | Ласточка назад |
Прыжок в ласточку бабочкой | Бабочка | Есть | Ласточка назад |
Прыжок в волчок оллером | Оллер | Есть | Волчок вперед |
Прыжок в волчок сальховом на толчковую ногу | Сальхов | Нет | Волчок вперед |
Прыжок в волчок петлей | Петля | Нет | Волчок назад |
Прыжок в волчок сальховом на маховую ногу | Сальхов | Есть | Волчок назад |
соответствующим волчку вперед, волчку назад, ласточке и т. п. Способ толчка позволяет существенно изменить технический рисунок прыжка во вращение. В программах фигуристов можно встретить прыжки с использованием толчка способом аксель, сальхов, оллер, петлей, бабочкой и др.
Все они имеют различный угол поворота тела в полете, величину которого обычно не различают и выбирают из соображений удобства приземления и устойчивости последующего вращения. В табл. 1 приведена классификация основных прыжков во вращение по способу толчка, наличию смены ноги в полете и положению тела, в котором выполняется вращение после приземления.
Выполнение прыжков во вращение. Своеобразие прыжков во вращение заключается в том, что они тесно объединяют прыжок и вращение. В одних способ выполнения подхода и толчка аналогичен подходу и въезду во вращениях (прыжок в ласточку, прыжок в волчок «чинян»), в других подход и толчок осуществляются почти так же, как и в соответствующих многооборотных прыжках оллер в волчок, петлей в волчок и т. п. (рис. 53—58).
Рассмотрим основные правила выполнения и способы разучивания тех прыжков во вращение, в которых подход и толчок аналогичны подходу и въезду во вращение. К этой группе прыжков в первую очередь следует отнести прыжок в ласточку и прыжок в волчок на толчковую ногу.
На рис. 52 схематически изображены следы, оставленные на льду при выполнении прыжка во вращение, относящегося к рассматриваемой группе. Каждый такой прыжок состоит из подхода, содержащего дуги (/, 2, 3 и 4), толчка, выполненного на дуге (5), полета (6), приземления (7), вращения вокруг этой точки и выезда по дуге (8).
|
Рис. 52. Схема следов прыжка во вращение |
|
Рис. 53. Прыжок ,в волчок на толчковую ногу — «чинян» |
|
Рис. 54. Прыжок в волчок на маховую ногу |
|
Рис. 55. Прыжок в волчок на маховую ногу через положение «ласточка» |
|
Рис. 56. Прыжок в ласточку |
|
Рис. 57. Прыжок в ласточку бабочкой |
|
|
|
|
Рис. 58. Прыжки в волчок: а — оллером, б — петлей, в — сальховом на толчковую ногу, г — сальховои на маховую ногу |
Подход. Для начального обучения лучше использовать подход, аналогичный подходу во вращениях вперед, но с несколько большей скоростью. Последнюю дугу подхода — назад-внутрь — следует выполнять не касаясь льда зубцами конька.
Толчок. Он имеет решающее значение, поэтому фигурист в первую очередь должен уметь определить его направление. Направление толчка следует считать правильным, если точка отрыва и точка приземления лежат на одной прямой, являющейся касательной к дуге подхода. В этом случае направление движения тела фигуриста, приобретенное в подходе, сохраняется, и полет получается более устойчивым, а весь прыжок — более естественным и легким.
Пожалуй, важнейшим качеством, определяющим красоту прыжка во вращение, является его высота. Поэтому при выполнении толчка необходимо стремиться к тому, чтобы прыжок во вращение ни в коем случае не напоминал переступание с одной ноги на другую. Мощный полет вперед-вверх с ярко выраженными свободными маховыми движениями — результат правильного толчка.
Полет. В полете фигурист принимает положение, близкое к тому, в котором он будет вращаться после приземления. Как с эстетической точки зрения, так и с точки зрения техники не следует стремиться к плотной группировке в полете. Это позволит избежать излишне быстрого вращения и облегчит приземление. В прыжках в волчок уже в верхней точке траектории полета следует принять положение «пистолетик». При этом важно, чтобы вертикальная ось вращения в полете проходила через стопу толчковой ноги. В прыжке в ласточку следует обратить внимание на жесткость положения тела в полете, иначе при приземлении возможно опускание свободной ноги и туловища. Это часто вызывает потерю равновесия и ухудшает зрелищность прыжка.
В полете тело фигуриста вращается вокруг вертикальной оси. Величина угла поворота в прыжках во вращение не столь важна, как в многооборотных прыжках. Оптимальная величина его определяется обычно путем поиска наиболее удобного, устойчивого приземления, позволяющего выполнить быстрое, хорошо центрованное вращение. В прыжке в волчок поворот тела вокруг вертикальной оси колеблется в пределах 1—1,5 оборота, в прыжке зо вращение ласточка—около 1 оборота. Возможно выполнение прыжков во вращение в 2,5 оборота и более.
Приземление. Во всех прыжках во вращение его следует выполнять на зубцы конька, плавно переходя затем на переднюю часть полоза. Движение это может сопровождаться группировкой рук для поддержания или увеличения скорости вращения. Вращение, возникающее после приземления, и выезд выполняются точно так же, как в соответствующем пируэте. Поэтому, приступая к разучиванию прыжков во вращение, следует прежде освоить соответствующий пируэт, уверенно выполнять его. В качестве подготовительных упражнений можно использовать многократные подъемы и приседания, а также выполнять подскоки на опорной ноге при вращении.
Другая группа прыжков во вращение, в которых подход и толчок выполняются аналогично соответствующим движениям в многооборотном прыжке, также имеет некоторые особенности. В первую очередь несколько изменяются скорость разбега и характер финального усилия в толчке. Если в многооборотном прыжке после толчка следует группировка, то в соответствующем прыжке во вращение в полете принимаются положения «волчок», «ласточка» или какая-нибудь промежуточная поза. В результате уменьшается величина угловой скорости в полете, что облегчает фигуристу выполнение приземления и вращения. Характерен в этом отношении прыжок в волчок оллером. При его выполнении следует максимально увеличить амплитуду маховых движений и, сохраняя раскрытое положение, принять позу волчка в конце полета. Уменьшение скорости разбега позволяет увеличить долю вращательного движения в прыжке и, таким образом, уверенно выполнить финальное вращение.
Другой существенной особенностью этой группы прыжков во вращение является более акцентированное стопорящее движение. В прыжках в волчок петлей, в волчок сальховом на толчковую и маховую ногу стопорящее движение должно быть выражено ярко, чтобы уменьшить поступательное движение и усилить круговое движение всего тела.
Овладение прыжками во вращение расширяет координационные возможности фигуристов, помогает быстрее и лучше овладеть наиболее сложными, многооборотными прыжками.
|