bregalad помимо толщины лезвий есть ещё много характеристик, которые влияют на скорость скольжения. Длина лезвия; радиус лезвия, (то есть его устойчивость); качество стали; качество заточки; качество установки на ботинок; сам ботинок. В профессиональных коньках все эти характеристики на голову бьют ширпотребные коньки, поэтому многие при переходе с ширпотреба на нормальные коньки чувствуют резкое увеличение скорости, с которой поначалу даже сложно справиться.
За скоростным скольжением гонятся абсолютно все фигуристы, так как это один из важных показателей уровня катания. Другое дело, что не все на больших скоростях справляются с элементами, тут вы правы. Но зависимость обратная: катаются медленно не потому что не хотят, а потому что ещё не научились чтобы и быстро, и качественно.
Лезвия из качественной стали естественно приходится точить. Выше сказали почему, плюс ещё они тупятся на раскатанном льду, и особенно быстро тупятся на элементах торможения. Вращения тоже их тупят. Все движения, где лезвие идёт поперек хода или как-то ещё скоблит по льду, а не скользит, очень тупят лезвия. Если не повезло покататься на льду на который попал песок или посторонние предметы типа монет, то можно остаться без рёбер в обоих смыслах.
Фабричную заточку теоретически лучше не трогать как можно дольше, но в последние годы многие партии приходят с таким качеством заточки, что их приходится перетачивать, тут не угадаешь.