сложный вопрос, как связана скоростная выносливость (что больше актуально для ФК) и общая. Тот же велосипед и бег направлены больше на тренировку общей. Рецепты тренировки общей более-менее известны:
1) развитие сердечно-сосудистой системы (у спортсменов сердце заметно больше, чем сердце простых людей, оно растягивается от тренировок) – этому способствуют длительные нагрузки в "кардио зонах", в общем, по ощущениям, наверное, когда нагрузку уже держать надо, но не очень тяжело. Например, начинаешь ехать с какой-то скорость, или бежать, и стараешься держать скорость.
2) Примерно так же тренируются и аэробные способности мышц, возможно, для этого нужны несколько более сильные нагрузки, чем для кардио тренинга, но при этому существенно менее продолжительные. То есть, когда нагрузка уже действительно чувствуется, и какое-то усилие над собой нужно, чтобы её держать. Я так понимаю, хотя может я понимаю что-то не так.
3) Развитие "дыхалки" – сложный и непонятный вопрос, но актуальный. Часто бывает у меня, что я упираюсь в дыхание, его не хватает банально... Что это, сила "дыхательных" мышц? Рабочий объём лёгких? Как развивать – не знаю.
просто для жизни/здоровья, понятно, полезен п.1. в любом случае, п.3 тоже. п.2 больше для спорта уже.
Но, вот летом/осенью, когда я резко пробегал сколько-то, там или на небольшую лестницу взбегал, дыхание почти не сбивалось, и очень быстро восстанавливалось. Зимой/весной стало заметно хуже. Не сказал бы, что прямо так плохо, конечно, но по ощущениям, разница есть, заметная – хоть сколько-то, но отдышаться надо. Что это? Почему? Подозреваю, что что-то из серии п.2 сказывается.
Имхо, интересные тренировки, если на велосипеде – подъёмы, езда в гору (умеренную). Но, тут тоже вопрос, как тренировать. Прошлым летом я тренировал так, что ехал в подъём так, чтобы держать скорость не ниже определённой, чтобы минималка не опускалась ниже чего-то (обычно это 30 км/ч, для шоссейного велосипеда). При тренировках, одни и те же подъёмы со временем проходить проще. Но, если относительно длинный подъём, то уже не удаётся, к концу скорость падает, неизбежно. Сейчас есть соображения, что надо менять тактику тренировок – в случаях, когда подъём не проходится, не пытаться в следующие разы проходить дальше на той же скорости, а снижать минимально допустимую, и идти на ней. И если удаётся проходить, то уже потом поднимать скорость. Аналогично и с бегом – если бегать по кругу, то в тренировках ориентироваться на то, чтобы не допускать, чтобы на каждый круг уходило больше, чем сколько-то минут/секунд (или контролировать скорость по gps), а не ориентироваться на общее время. Ну на плоских участках на велосипеде аналогично можно поступать, но контролировать сложнее, направление ветра слишком влияет на показатели.