Амарант пишет: |
И тут мы сталкиваемся с интересным парадоксом: многие сотни лет священники вместо того чтобы во время эпидемий ограждать свою маленькую общину от неминуемого заражения через общие собрания и обряды, наоборот призывают их совершать с еще большим старанием или, как минимум, не воздерживаться от них. Почему? |
Например элементарно из-за недостатка образования и непонимания. Даже сейчас, не говоря уже о том, что было сотни лет назад, когда природа болезней была совсем непонятна. Люди просто не ассоциировали своё поведение с распространением заболевания. Ну и не только через церковные обряды распространялось, конечно, жили плотнее, санитарные условия обычно бывали ужасными, на их фоне целовать общий крест было не так уж страшно.
Эпидемии случались очень регулярно и уносили очень много жизней. И церковные общины целиком тоже выносили, но это больше про какую-нибудь чуму. У холеры, например, летальность ниже 50%, даже если все заболеют, половина выживет.
Сейчас общих уровень санитарии радикально вырос, таких эпидемий уже не бывает, которые были нормой тогда. Но вот церковные ритуалы остались прежними, и если раньше они не выделялись среди прочего, то по современным меркам там уже откровенная антисанитария. И единственный вариант тут что-то радикально менять в ритуалах, раз уж они так нужны. Но мне кажется это сложно, тяжело принимать будут.
Амарант пишет: |
Естественно и логично, что наступая на эти грабли многие сотни лет церковь и верующие давно выробатали бы защитный механизм, |
Невозможно выработать защитный механизм не понимая природы явления, не имея возможность анализировать разные модели поведения, не имея возможности сильно менять какие-то традиции.