фуфочка пишет: |
да, так и есть - мы все делаем что-то лучше в какую-то одну сторону Только большинство фигуристов - левосторонние, а Вы, по всей видимости, правосторонняя... Это совсем не зависит от того левша Вы или правша. |
Я согласен, что это никак не связано с тем, левша ты или правша. Я сам "правосторонний" фигурист (прыгаю и вращаюсь по часовой) и при этом ярко выраженный правша. А то часто термин "левша" применяется не по делу, а чисто в смысле "не такой, как все". Вот в балете (насколько я могу судить как зритель) большинство вращаются по часовой (если только обратное не требуется в постановке), я ни разу не видел, чтобы балерина делала фуэтте против часовой.
Насчет того, что большинству удобнее вращаться влево – так это имеет 3 простые причины:
1) на катках по соглашению, принятому еще в конце XIX века, принято направление движения против часовой;
2) всех детей учат одинаково – против часовой (по крайней мере так было в СССР и так сейчас в России – попробуйте вспомнить русских "правых" фигуристов!). Кстати, большинство "правых" – это те, кто начал катаься относительно поздно (e.g. Джонни Вейр), придя из другого спорта (ДВ – из конного) или из балета (Эмиль Сандю). Взрослые люди уже что-то соображают, в отличие от четырехлетних детей, которых заставляют делать одно и то же;
3) наконец, огромное значение имеет телевизор. Когда вы 100 раз посмотрите на выступления "левых" фигуристов (которых подавляющее большинство), то движения в левую сторону навеки отпечатываются в голове. Именно поэтому мне, например, в начале занятий (а я начал кататься очень поздно, в возрасте за 40) удобнее было вращаться влево.
Сейчас я вращаюсь практически одинаково в обе стороны (правда, это относится лишь к прямым вращениям; обратные вращения я могу делать только вправо, по часовой). Но прыгать могу только по часовой. В моем случае это объясняется тем, что в юности я занимался легкой атлетикой (прыжками), и меня толчковая нога правая. (Правая нога у меня на порядок сильнее левой, как и правая рука; у большинства людей сильнейшими являются правая рука и левая нога, по диагонали.) В результате перекидной я вначале прыгал с правой ноги (по часовой), и это определило все остальное.
Из шести классических прыжков фигурного катания 3 делаются с одной ноги (аксель, сальхов, тулуп), 3 – с другой (риттбергер, флип, лутц). Вопрос: как лучше, прыгать первые 3 прыжка с сильнейшей ноги (при этом приземление на слабую) или приземляться на сильнейшую ногу? На мой взгляд, ответ однозначен: выгоднее ПРИЗЕМЛЯТЬСЯ НА СИЛЬНЕЙШУЮ НОГУ. Дело в том, что в первых трех прыжках сила толчковой ноги не слишком важна – там прыжок выполняется в основном за счет маха. Сила толчковой ноги исключительно важна лишь в РИТТБЕРГЕРЕ – там толчок, а не мах, является основной движущей силой прыжка. Кроме того, сила толчковой ноги риттбергера очень нужна при выполнении каскадов со вторым риттбергером (которые на порядок красивее каскадов с тулупом).
То есть, по хорошему, мне надо было бы прыгать и вращаться "как все" – влево. Только всего этого, конечно, не понимаешь, когда только начинаешь кататься. В результате сейчас для меня риттбергер – самый неудобный прыжок: просто элементарно не хватает силы левой ноги (плюс у меня еще на ней было две операции – мениск и ахилл). А самый удобный, как ни странно – флип (ну и сальхов, конечно). Во флипе сила "зубцовой" ноги менее важна, чем в риттбергере – она ставится на отталкивание почти прямой и работает эффект "наезда и шеста".
Что же касается разучивания элементов (особенно вращений) в обе стороны, то это нужно делать обязательно! Не могу понять, почему большинство фигуристов пренебрегает вращениями в другую сторону. Посмотрите: лучшие – Штефан Лабьель, Каролин Кестнер, Илья Климкин, Мишель Кван, Робин Казинс – включали в свои программы вращения в обе стороны. А был вообще один уникальный фигурист: олимпийский чемпион 1976 г. Джон Карри. Ему было вообще совершенно все равно, в какую сторону вращаться. (Я думаю, это от того, что Карри пришел из балета, где вращаются в обе стороны, но преимущественно вправо.) Половину вращений в своих программах он делал влево, половину – вправо. Советую посмотреть видеоролики его выступлений, особенно показательных (доступны на YouTube). У него еще, на мой взгляд, было лучшее скольжение за всю историю фигурного катания.