nightingale пишет: |
У меня как-то получилось, что программа разделилась на 5 логических законченных блока и можно было учить каждый блок отдельно. |
Я тоже именно так учил свои программы. Обыно они меня разбивались на 4 (Бронза) или 5 (Серебро) частей. Помимо того, чтобы разучить каждую часть, надо еще четко запомнить, к какой части переходить, когда очередная кончается (что за чем следует). На соревнованиях вспоминать или думать времени нет. Такому запоминанию помогает имитация программы на полу с наушниками и плейером.
В этом году перед соревнованиями программу я ни разу целиком на тренировках не прокатал. Во-первых, это практически невозможно на массовых катаниях — обязательно тебе кто-нибудь бросится под ноги, когда ты, допустим, будешь заходить на вращение или на лутц (и то, и другое требует длинных заходов). Во-вторых, в этом году у меня была и более печальная причина: после осенней травмы позвоночника и последующего резкого падения формы я просто не мог выполнить программу на тренировке целиком. Я, например, почти не прыгал лутц, чтобы не зафиксировать в мозгу неудачи при его исполнении (например, вместа прыжка просто проворот на льду). Для исполнения программы мне были необходимо 1) свободный каток, где никто не мешает при заходах на сложные для меня элементы, 2) возбуждение перед соревнованиями, которое помогает делать то, что на тренировках организм просто отказывается исполнять (из-за боли, отсутствия сил и т.п.). Естественно, такие условия возможны только на самих соревнованиях.
Получается, разучивание программы по кусочкам — единственный возможный вариант. При этом остается проблема — все должно сойтись по времени. (У меня сошлось, но почему, до сих пор не могу понять — просто повезло.) В музыке надо запомнить "маркеры" — моменты, соответствующие смене фрагментов. По возможности следует во время соревнований убыстрять пргограмму, если чувствуешь, что не успеваешь — возможно, даже выкидывать элементы. Еще надо обязательно быть готовым к тому, что время и музыка кончаются, а тебе до концовки еще далеко; надо заранее наметить, что делать в таком случае. Например, у меня в концовке всегда была комбинация вращений волчок+винт, причем заход на волчок со скручивания, довольно длинный по времени. Вместо этого мне трижды на соревнованиях (в разные годы) приходилось "на лету" заменять эту комбинацию на вращение "обратный винт+прямой винт" (со сменой ноги). Заход на обратный винт практически не требует времени, его можно сделать из любого положения в любой требуемый момент — это выручало.
В этом году, правда, у меня дважды время, наоборот, оставалось лишнее (что удивительно — обычно мне его всегда не хватает). Один раз удалось до предела затянуть финальное вращение, другой раз не вышло — пришлось исполнять какие-то невразумительные твизлы в конце. Это тоже надо обязательно предусмотреть.
вотэтода! пишет: |
Программу сначала записыват на бумагу. Сначала выучивают просто последовательность шагов и элементов. Рисуют траекторию движения и подписывают в каждой части, где какие шаги и элементы. Заодно следят, чтобы программа была правильно распределена по всему льду и элементы не сбивались в одну часть катка и не накладывались один на другой. |
Я тоже так делал в самый первый раз (уже 3 года назад) перед своими первыми соревнованиями. Увы, это оказалось почти полностью бессмысленно. Во-первых, если нарисовать программу на одном листочке целиком, то на нем просто не останется живого места, он весь будет испещерен линиями и обозначениями — я, сам нарисовав эту схему, потом совершенно не мог в ней разобраться. Более здравая идея — разбить программу на части и нарисовать схему каждой части на отдельном листе. Очередная часть начинается с той точки, где заканчивается предыдущая. Однако и в этом оказалось мало пользы. Дело в том, что идти на каток и разучивать каждую часть, глядя в припасенный листочек со схемой, неудобно — я брал с собой эти листочки, но так ни разу ими и не воспользовался. Гораздо проще выучить вербально каждую из частей. Например, у меня в последней программе было "тройка вперед-наружу, петля назад-внутрь, подсечка назад, каскад сальхов+риттбергер, джаксон по полукругу вдоль короткого борта". Это была первая часть, вторая — "дорожка по прямой (состав дорожки учился отдельно, но у меня она была крайне примитивной), в конце — лутц после крюка вперед-наружу и смены ног"; дальше еще были третья и четвертая части (в программе на Бронзу). Каждая часть легко разучивалась отдельно. Более того, и придумывать такие части лучше на льду. В самый первый раз я много чего нарисовал на бумаге, но потом выяснилось, что на льду я этого не могу исполнить (по разным причинам — во-первых, из-за недостаточного уровня катания, во-вторых, из-за того, что "бумажные" элементы на льду зачастую плохо состыковывались друг с другом).
Следует еще отметить особенность составления программы взрослым-любителем. Я сразу не рассматриваю случай, когда программу для тебя составляет кто-то другой, мне это трудно понять — сам себя лишаешь удовольствия придумывания программы. Когда составляешь программу сам, то можешь включить в нее лишь самые удобные для себя элементы. Ни о какой сбалансированности речи не идет — мы не дети, которым надо сдавать на юношеские разряды. В соревнованиях взрослых занятые места также мало кого волнуют. Главная забота — не опозориться, поэтому лучше исполнять элементы, которые сделаешь с температурой 38, с надорванной мышцей и с сотрясением мозга (примерно в таком состоянии я выступал на своих первых соревнованиях). Если элемент не выходит на тренировках, то он точно не получится и на соревнованиях, а попытки исполнения, заведомо обреченные на неудачу, крайне снижают впечатление от программы.