«Кто о чем, а вшивый о бане», — монгольская народная поговорка.
Уже около года хожу мимо центра уличного спорта, где тусуется всякая экстремальная молодежь, наблюдаю за повадками, радуюсь и расстраиваюсь одновременно. Радуюсь, потому что у них есть то чего у нас нет, а расстраиваюсь потому что у нас этого никогда не будет... Но всё по-порядку.
Чтобы сразу было понятно, о чем речь, есть вот такая иллюстрация:
На заднем плане примерно виден масштаб снарядов, на переднем — что там приблизительно происходит. В жизни всё почти так же, только рамп на один ряд больше, а слева за ленточкой еще пара пирамид. Спортсменов тоже много больше, причем не только BMX'еры, но еще роллеры, скейтеры и даже самокатчики, а за рампами еще баскетболисты и волейболисты в свои заморочки гамаются. Творится там порой черное: вылеты, прыжки, вращение в воздухе во всех возможных плоскостях, прокруты под собой велосипеда/доски, в общем, круто. Так вот, вне зависимости от количества, опытности и разношерстности спортсменов, температуры, осадков и атмосферного давления, ни разу не видел чтобы кто-то кого-то подрезал, сбил, помешал зайти на что-нибудь, случайно врезался, матерился, выяснял отношения, etc. И это при том, что движение на первый взгляд совершенно беспорядочное, в движении на одном снаряде часто много людей... На лицах либо сосредоточенность, либо улыбка. В общем, как-то даже странно.
Я сначала думал, что у них там какие-то строгие правила, техника безопасности или в крайнем случае цербер какой. Оказалось, нет, у них даже тренеров нет. В общем, я немного изучил вопрос, оказалось, происходящее является для них не столько спортом, сколько некой философией, религией, или как они сами говорят: образом жизни. Если поискать по интернетам правила поведения в скейт-парках, натыкаешься больше на произведения библейского жанра — «50 заповедей скейтера», «роллерский этикет», «паркур — философия жизни» и все такое прочее. Такого нет, пожалуй, даже в командных видах спорта. Ближайшая аналогия — восточные боевые искусства, как развитие соответствующих религиозных учений. Развитие тела является закономерным продолжением развития духа, и наоборот.
Может ли что-то подобное иметь место на льду? Вероятно, нет. На хоккей, возможно, была бы какая-то надежда, но этика хоккеистов... чего рассказывать, и так понятно. Ни один из смежных видов спорта (аэробика, хореография, легкая атлетика, плавание) для фигуристов не дает никакой этической основы. Культура для детей-родителей определяется необходимостью выживания, иногда философией победы. Со взрослыми не всегда всё плохо, но отсутствие общих знаменателей в убеждениях и повальная инфантильность статистически... ну, даже вода в толще голубая, а не бесцветная. О колдунщиках, птушниках, гламурных кисах и прочих категориях граждан, попадающих на лед, и говорить нечего.
Что тут можно сделать? Не знаю, на ум приходит создания специалистами какого-нибудь дискурса в духе Канта на тему «Фигурное катание — эстетика как выражение этики» или советской вечности: "В человеке всё должно быть прекрасно", — с внедрением его посредством медиа. Но как обычно усвоится какая-то внешняя обертка, толку будет не много, разве что чуть вежливее станем...