Natalka и другие, еще раз обратите внимание на видео, любезно предоставленное Tarantino:
Здесь хорошо видно, что в начале обратного вращения в раскрытом положении опорная (правая) нога не вертикальна, а скошена. В результате проекция центра тяжеста расположена с внешней стороны опорной ноги (или, если хотите, ось вращения расположена не межну ног, а снаружи от опорной ноги, вернее, ее голени). И второй момент здесь также четко виден: во вращении в группировке фигуристка сильно поднимается на передней части лезвия, практически скребет зубцом о лед. Это как раз те две вещи, о которых я писал, понимание которых мне после нескольких лет наконец-то помогло начать делать обратный винт в группировке на правильном наружном ребре. До этого я мог вращаться долго и стабильно (10-15 оборотов), но только в полураскрытом положении и при этом либо на внутреннем ребре, либо исполняя на каждом обороте маленькие троечки (при попытке группировки я тут же терял равновесие).
idenis, мне кажется, это не так важно — через зубец или просто через довольно крутую тройку. На мой взгляд, важна установка — сразу после тройки поехать назад на наружном ребре (скосив опорную ногу!). Для этого поначалу можно даже стараться нарисовать круг на ребре назад-наружу, или сделать петлю назад-наружу (без освоения этой петли винт назад не получится; хотя у меня было наоборот, сначала винт назад, а потом я вдруг обнаружил, что и петля стала получаться). По поводу установки в начале вращения: мне очень помог вот этот коротенький видеоролик с мастер-классом В.Кудрявцева (ссылку на него я уже приводил):
тренировка В. Кудрявцева.
Там хоть речь и идет про прыжок в обратную либелу, но начало всех обратных вращений похоже. Обратите внимание на слова метра: "Рисовать петлю!".