Разбегаясь, фигурист сообщает телу горизонтальную скорость. Для этого он делает перебежки
вперед и назад, шаговые комбинации, позволяющие достичь необходимой скорости
движения. В каскадах прыжков для выполнения каждого последующего прыжка используется
скорость, сохранившаяся от предыдущего. До начала разбега либо в начале его
фигурист мысленно намечает приблизительное место выполнения прыжка и его направление.
Необходимая скорость движения должна быть достигнута до приближения к предполагаемому
месту прыжка.
Основная особенность современной техники
спортивных прыжков — высокая скорость разбега. Движение более совершенно, если
выполняется с высокой начальной скоростью. Физиологическая основа этого положения
заключается в более целесообразной организации возбуждения и возможности реализации
большой части движения за счет накопленной при разбеге кинетической энергии.
Увеличение скорости разбега сопровождается увеличением кинетической энергии,
которой обладает тело, что создает хорошие предпосылки для сообщения телу поступательного
и вращательного движений. Расчет показал, что величина кинетической энергии,
приобретаемой телом при разбеге, достигает у сильнейших фигуристов 150—170 кГм.
Измерения скорости разбега позволили определить
значения скорости разбега, соответствующие понятиям «высокая», «средняя» и «низкая»
для прыжков двойной лутц и двойной аксель. Среднюю величину скорости движения
мы определяли на последнем метре разбега. Оказалось, что в прыжке двойной аксель
высокая скорость разбега составляет более 6 м/сек, средняя — 4—5, низкая — менее
4 м/сек; в прыжке двойной лутц соответственно 6,5; 5—6 и 5 м/сек. Как видим,
прыжок двойной аксель выполняют с меньшей скоростью разбега, чем двойной лутц.
Объясняется это различием механизмов отталкивания в этих прыжках.
При разбеге скорости отдельных звеньев тела различны и по величине, и по направлению.
Неравенство скоростей движения различных частей тела определяется маховыми и
компенсаторными движениями, встречающимися в перебежках и шагах. Чтобы обеспечить
устойчивое скольжение по толчковой дуге, необходимо выровнять скорости движения
звеньев тела. Для этого фиксируют позу в фазе подготовки к толчку.
|
Рис.3. Угол постановки толчковой ноги |
Анализ
фазы подготовки к толчку с момента завершения последнего толчка разбега до постановки
толчковой ноги на лед в прыжке двойной аксель у ведущих фигуристов показал,
что фиксация позы в фазе подготовки к толчку имеет место у всех фигуристов,
обладающих высоким мастерством исполнения прыжков. Длительность этой фазы у
различных спортсменов различна и зависит от величины скорости скольжения, характера
выполнения разбега, стиля прыжка. В среднем она составляет 1,3 сек. Фиксация
позы позволяет уравнять по величине и направлению скорости движения отдельных
звеньев тела и придать телу движение, близкое к поступательному. Однако не следует
затягивать подготовку к толчку (для приобретения устойчивого скольжения достаточно
1—1,5 сек.). Если время это увеличивается, как правило, ухудшается исполнение
прыжка. Внешне создается впечатление, что прыжок выполняется неуверенно. Фиксировать
положение рук и свободной ноги нужно уверенно, легко.
Очень важно в фазе подготовки к толчку сопряжение
последней дуги разбега и толчковой дуги (рис. 3). Наблюдения показали, что неудачное
выполнение прыжка во многих случаях определяется неправильным выбором направления
толчковой дуги. Переход от разбега к толчку часто сопровождается резким искажением
траектории движения о. ц. т. тела. Это вызывает появление дополнительных, и
довольно значительных, сил инерции и как следствие потерю равновесия.
В отлично выполненных прыжках направление
толчковой дуги совпадает с направлением движения о.ц.т. тела в конечный момент
разбега. При этом искажения траектории движения о.ц.т. при переходе к толчку
сводятся до минимума. В результате фигурист сохраняет равновесие. Величина угла
между последней дугой разбега и толчковой дугой в точке их пересечения существенным
образом влияет на качество прыжка. Угол постановки толчковой ноги на лед прямым
образом связан со стопорящим движением, а также с положением продольной оси
вращения тела в полете.
Таким образом, требования к выполнению разбега
сводятся, в основном, к следующему: фигурист должен приобрести высокую скорость
движения, выравнять по величине и направлению скорости отдельных звеньев тела
и правильно выбрать направление толчковой дуги. |