Tulup.ru - Клуб любителей фигурного катания

Приземление

Страницы: 1234567891011121314151617181920212223   
 

Приземление является заключительной частью прыжка. Неточное выполнение его приводит к падению и таким образом сводит на нет все усилия, затраченные фигуристом на прыжок. Практика фигурного катания на коньках показывает, что овладение техникой приземления весьма сложный процесс.

Основная задача фигуриста при приземлении - сохранить равновесие на опорной ноге. Выполнение этой задачи осложняется тем, что к моменту соприкосновения конька опорной ноги со льдом тело спортсмена совершает сложное движение, состоящее из движения поступательного вместе с осью вращения и вращательного относительно этой оси. Поэтому для успешного решения основной задачи фигурист должен в начальные моменты приземления сохранить поступательное движение продольной оси тела, чтобы исключить появление добавочных сил инерции, преодолеть амортизационную перегрузку, уменьшить остаточную угловую скорость вращения тела относительно продольной оси, уравновесить силы инерции опрокидывания, действующие на фигуриста в боковом и продольном направлениях, и выполнить выезд в требуемой позе.

Углы в суставах опорной ноги

Кинограммы показывают, что в качественно выполненных прыжках продольная ось туловища при переходе от полета к приземлению сохраняет поступательное движение, т. е. в начале приземления остается параллельной тому положению, которое было получено в толчке и сохранялось в полете.

Поступательное движение продольной оси туловища в наиболее ответственной части приземления (начиная с момента касания льда коньком опорной ноги и кончая переходом на все лезвие конька) исключает появление добавочных инерционных сил, что существенно облегчает управление движением.

В табл. 3 приведены средние значения углов в голеностопном, коленном и тазобедренном суставах опорной ноги у квалифицированных фигуристов в момент соприкосновения конька с поверхностью льда (начало амортизации) и в наиболее согнутом положении (конец амортизации).

Таблица 3

Углы сгибания (в град.) в суставах опорной ноги в начале и конце приземления

Фа.зы амортизации

Угол и коленном суставе

Угол в тазо бедренном суставе

Угол в голено стошюм суставе

Начало
Конец
160—170
100—110
160—170
90—100
120—130
65—75

При встрече опорной ноги с поверхностью льда величина угла в голеностопном суставе близка к максимальной, определяемой подвижностью стопы, заключенной в ботинок, - 120—130°. Разгибание в голеностопном суставе перед приземлением позволяет увеличить путь о. ц. т. тела при амортизации и тем самым уменьшить вертикальную составляющую амортизационной перегрузки.

Постановка конька на зубец выгодна и с точки зрения повышения надежности приземления. Зубцы, врезаясь в лед, в первый момент приземления уменьшают возможность соскальзывания конька в боковом направлении. Кроме того, проникая в толщу льда, они создают дополнительную амортизацию. Коленный и тазобедренный суставы в момент, предшествующий касанию коньком льда, несколько согнуты (160- 170°), чтобы избежать жесткого удара и предотвратить возможность травмы опорной ноги. Большое значение имеет положение опорной ноги в конце амортизации. Величины углов в суставах опорной ноги в этот момент в первую очередь зависят от высоты прыжка и уровня развития силовых качеств фигуриста. Более глубокая амортизация делает приземление более мягким. Однако чрезмерное сгибание опорной ноги затрудняет выполнение выезда. Фигурист достаточно мягко и уверенно приземляется, если в конце амортизации углы в суставах опорной ноги составляют: в коленном суставе — 95—110°, между бедром и туловищем —- 90—100°, сгибания голеностопного сустава 65—70°.

Амортизационная перегрузка

В полете тело фигуриста обладает некоторой величиной кинетической энергии. В конце амортизации величина кинетической энергии вертикального движения равна нулю. Определим приближенно среднюю величину силы, действующей на тело фигуриста в вертикальном направлении в этот момент. Назовем эту силу амортизационной перегрузкой. Величина ее может быть определена по формуле:

где т — масса тела фигуриста;

Vcy — вертикальная составляющая скорости о. ц. т. перед приземлением;

Дг/с — вертикальное перемещение о. ц. т. при амортизации; ^ам — величина амортизационной перегрузки.

Определим вертикальное перемещение о. ц. т. при амортизации. Выполняя приземление, фигурист в первый момент касается льда зубцами конька. Поэтому здесь следует учитывать переход конька с зубцов на плоскость, значительно увеличивающий величину вертикального перемещения о. ц. т. при амортизации.

Расчеты показывают, что величина амортизационной перегрузки, испытываемой фигуристом при приземлении, превышает 100 кг.

В практике встречаются приземления, выполняемые не на зубцы, а сразу на всю плоскость конька. При приземлении на плоскость конька величина амортизационной перегрузки увеличивается почти в два раза, что объясняется уменьшением пути амортизации.

Поэтому для обеспечения более мягкого приземления необходимо выполнять амортизацию, используя переход конька с зубцов на плоскость.

Кривизна дуги приземления

Известно, что в момент приземления фигурист скользит по дуге. Замечено, что движение в приземлении зависит от того, каков был полет. Определение связи между параметрами движения тела в полете и приземлении очень важно для практики, так как облегчает работу над ошибками в приземлении.

Рис. 21. Движепие о. ц. т. тела и конька в прииомлепии:

с - о. ц. т. тела; Vк - скоРость движения конька опорной ноги; Уск - горизонтальная составляющая скорости движения о. ц. т. тела; ω - угловая скорость вращения вокруг продольной оси; R - радиус дуги приземления

Мы уже говорили, что в фазе, непосредственно предшествующей приземлению, тело фигуриста совершает сложное движение, состоящее из поступательного вместе с осью вращения и вращательного — вокруг этой оси. В приземлении фигурист скользит на коньке опорной ноги, что в определенной степени ограничивает движение о. ц. т. тела. Это ограничение выражается, в частности, в том что при приземлении (да и вообще при скольжении) о. ц. т. тела фигуриста может двигаться в направлении, параллельном полозу конька или близком к нему (рис. 21).

Приближенно считая, что траектории о. ц. т. тела и конька опорной ноги тождественны, можно сделать вывод, что радиус кривизны дуги приземления (R) зависит от скорости поступательного и вращательного движения тела в полете следующим образом:

где: Vcx0 — горизонтальная составляющая скорости движения о. ц. т. тела перед приземлением;

ωό — угловая скорость вращения тела вокруг продольной оси перед приземлением.

При учете сил трения величина радиуса кривизны будет переменной — уменьшаться в зависимости от характера сил сопротивления.

Данное соотношение выражает связь между параметрами движения тела в полете и во время приземления. Чем больше радиус дуги приземления, тем более качественно приземление.

Таким образом, качественное выполнение приземления зависит от того, насколько хорошо была выполнена предыдущая фаза прыжка — полет. В данном случае для улучшения качества приземления следует увеличивать горизонтальную составляющую скорости (Усх0) и уменьшать остаточную угловую скорость (ωο).

Положение продольной оси тела

Поскольку при приземлении тело фигуриста движется по дуге, возникает центробежная сила инерции (Sn), приложенная к центру

тяжести тела. Она рассчитывается по формуле:, где т — масса тела; V - горизонтальная скорость движения о. ц. т. тела; R - радиус кривизны дуги приземления в данной точке.

Центробежная сила инерции действует в плоскости, перпендикулярной направлению движения, и стремится опрокинуть тело фигуриста в направлении выпуклости дуги приземления (рис. 22).

Рис 22. Положение тела при приземлении: C - о.ц. т. тела; R - радиус кривизны дуги приземления; Sn- нормальная составляющая силы инерции; V - скорость движения о. ц. т. тела

Именно возникновением центробежной силы инерции объясняется одна из наиболее распространенных ошибок в многооборотных прыжках - падение в сторону выпуклости дуги приземления. Для нейтрализации этой силы фигурист должен придать продольной оси тела наклон в сторону вогнутости дуги приземления. Причем сделать это нужно в толчке и сохранять наклон в полете.

Величина наклона продольной оси тела к плоскости льда имеет решающее значение. Если он недостаточный, то верхнюю часть тела фигуриста как бы выбрасывает наружу дуги приземления. Чрезмерный наклон встречается реже. Он вызывает падение внутрь дуги приземления.

Определение величины наклона у фигуристов высокой квалификации в прыжках аксель, двойной лутц и двойной аксель показало, что в среднем она составляет 70- 72°. Причем с увеличением числа оборотов в прыжке угол наклона увеличивается, т. е. при приземлении продольная ось тела наклонена к плоскости льда меньше в прыжках с большим числом оборотов.

Для хорошего выезда после приземления очень важен наклон тела вперед в плоскости выезда (в передне-заднем направлении). В момент приземления зубцы опорного конька создают торможение, из-за чего фигуриста нередко опрокидывает назад. Для предотвращения этой ошибки нужно, чтобы к моменту приземления продольная ось тела имела наклон вперед в пределах 75—77°.

 
Мишин А.Н., Прыжки в фигурном катании, «Физкультура и спорт», 1976.
Разделы
Прыжки в фигурном катании (Мишин А.Н.)
Введение
Основы техники прыжков
Одноопорное скольжение
Разбег
Толчок
Полет
Приземление
Техника тройных прыжков
Методика обучения прыжкам
Общие положения
Выбор скорости разбега. Определение направления прыжка
Обучение толчку
Совершенствование движений в полете
Основные ошибки в приземлении
Особенности основных прыжков
Реберные прыжки
Носковые прыжки
Каскады прыжков
Прыжки во вращение
Прыжки в парном катании
Затраты энергии и частота сердцебиений при выполнении прыжков
Специальная прыжковая подготовка фигуриста
Методы исследования прыжков
Вход


Имя
Пароль
 
Поиск по сайту

© Tulup 2005–2024
Время подготовки страницы: 0.012 сек.