Назван по имени немецкого фигуриста Лютца.">Лутц*. Это один из наиболее сложных и в
то же время эффектных носковых прыжков. В исходном перед толчком положении фигурист
скользит назад-наружу по пологой дуге. Свободная нога впереди, а одноименная
ей рука несколько отведена назад; взгляд обращен вперед. При подготовке к толчку
свободную ногу проносят назад рядом с опорной, а плечи поворачивают в сторону,
противоположную вращению в полете, на угол, определяемый подвижностью позвоночного*
столба. Толчковую ногу ставят на лед на расстоянии двух-трех
длин конька сзади опорной ноги и на расстоянии одного конька в боковом направлении.
В результате энергичного отталкивания обеими ногами фигурист отрывается ото
льда. Первой покидает лед опорная нога, затем толчковая.
|
|
|
|
Рис. 47. Прыжок лутц: а — двойной; б — тройной |
Вращательное движение в прыжке лутц может
быть создано двумя способами: вращением верхней части тела и стопорящим движением
зубца конька толчковой ноги. Оба они отчетливо видны в серии последовательных
рисунков при отталкивании в прыжке двойной лутц (рис. 47). Вращение начинает
создаваться с поворота верхней части тела. И только после этого может быть начато
стопорящее движение. При обратном порядке или одновременном выполнении обоих
способов эффективность поворота верхней части тела значительно падает, так как
времени с момента касания коньком льда до отрыва часто оказывается недостаточно
для того, чтобы придать достаточную угловую скорость верхней части тела. Такие
варианты техники толчка затрудняют выполнение вращательного движения.
Позднее
начало стопорящего движения также является ошибкой, так как поворот тела в этот
момент оказывается чрезмерным. Он осложняет выполнение отталкивания и приводит
к уменьшению высоты прыжка.
Попытки
создать начальное вращение искривлением толчковой дуги приводят к искажению
характера прыжка - он превращается в прыжок сальхов с дополнительным толчком зубцом конька маховой
ноги.
|
|
|
|
Рис. 48. Прыжок флип: а - двойной; б — тройной |
При освоении прыжка важное значение имеет
амплитуда вращательного движения верхней части тела. Для развития подвижности
позвоночного столба целесообразно выполнять вращательные движения с гимнастической
палкой или штангой на плечах весом 15 — 30 кг (в зависимости от возраста
фигуриста). Увеличение амплитуды поворота позволяет увеличить и путь разгона
вращающейся части тела, что, в свою очередь, способствует достижению более высокой
угловой скорости, а следовательно, и большей величины начального вращения.
В
качестве упражнений, направленных на совершенствование техники создания вращательного
движения, .рекомендуется также использовать каскадное выполнение прыжков валлей
и лутц без толчка зубцом конька. Выполнение этих прыжков сопровождается энергичным
вращательным движением верхней части тела, весьма важным для успешного овладения
прыжком лутц.
Овладение стопорящим движением в прыжке лутц, как правило, проходит легче и
быстрее, чем освоение вращательного движения головы, плеч и рук. Для выработки
правильного согласования вращения плеч со стопорящим движением важно добиться, чтобы перед
толчком в верхней части тела фигурист имел ярко выраженный отрицательный поворот.
Такое исходное положение обеспечивает большую амплитуду вращательного движения,
создает предпосылки для повышения его эффективности.
Как только исходное положение освоено, внимание
фигуриста обращают на то, что первым во вращательное движение следует привести
верхнюю часть тела, а лишь затем ставить зубец толчковой ноги на лед. Следует
иметь в виду, что постановка толчковой ноги на лед в момент, когда положение
линии плеч приблизительно перпендикулярно к направлению движения, обеспечивает
оптимальное сочетание поступательного и вращательного движений тела в полете.
При освоении прыжка лутц очень важно выбрать вариант техники движения туловищем
в толчке. Отталкивание в этом прыжке затрудняет маховые движения конечностей
в направлении общего движения тела, т. е. вперед-вверх. Недостаточная эффективность
маховых движений конечностями здесь может быть компенсирована маховым движением
туловищем.
Анализ
кинограмм свидетельствует о том, что многие спортсмены (Д. Джексон, Г.
Зейферт, Д.-М. Петкевич, Д. Хэмфри, М. Сано,
С. Четверухин и др.) выполняли прыжок лутц в 2 и 3 оборота,
используя ярко выраженное маховое движение туловищем.
|
|
|
Рис. 49. Прыжок тулуп: a — тройной с тройки; б — тройной с переступания |
Овладение
техникой такого движения, вызывающего уменьшение нагрузки на толчковую ногу,
удобно начинать с имитации в зале. Из положения ласточка фигурист должен резко
выпрямить туловище до вертикального положения. При этом необходимо следить,
чтобы свободная нога постоянно находилась на одной линии с туловищем. Затем
то же упражнение повторяют из положения ласточка на сильно согнутой ноге. В
дальнейшем упражнение усложняют, используя резиновый амортизатор, прикрепляемый
одним концом к шее фигуриста, а другим - к неподвижному предмету на полу.
После того как это движение освоено, одновременно с разгибанием туловища выполняют
вращательное движение головой, плечами и руками вокруг продольной оси
тела.
При
овладении маховым движением туловищем следует учесть, что на величину вертикальной
состав 1яющей опорной реакции в значительной степени влияет центробежная сила,
зависящая от скорости махового движения. Поэтому внимание здесь главным образом
должно быть обращено на достижение высокой скорости этого движения. Вместе
с тем использование указанных упражнений позволяет избежать одной из наиболее
распространенных в прыжке лутц ошибок — наклопа продольной оси тела в полете
и приземлении.
Флип *.
Чаще всего этот прыжок выполняют после тройки вперед-наружу
— назад-внутрь с постановкой конька толчковой ноги сзади на зубцы (рис. 48).
После поворота тройкой в исходном перед толчком положении свободная нога и одноименная
ей рука отведены назад, что облегчает последующее вращательное движение верхней
частью тела. В процессе толчка к начальному вращению, полученному поворотом
верхней части тела, добавляется вращение, возникающее вследствие стопорящего
движения зубцами конька толчковой ноги.
Фигурист должен добиваться энергичного разгибания не только толчковой ноги,
но и опорной, иначе недостаточное отталкивание опорной ноги вызовет наклон тела
вперед при приземлении. В этом отношении толчок в прыжке флип аналогичен толчку в прыжке лутц.
Прыжок флип может также начинаться переступлепием с хода вперед-внутрь на ход
назад-внутрь (см. рис. 48, б). Этот вариант аналогичен подходу подходу
в прыжке сальхов и обладает теми же особенностями: в толчке положение более
устойчиво и несколько сложнее создание начального вращении.
|
|
Рис. 50. Прыжок шпагат: a — «русский»; б — классический |
Тулуп *. Это один из наиболее простых носковых прыжкоп (рис. 49). Сравнительная
простота выполнения толчка, так же как и в прыжке сальхов, в значительной степени
объясняется легкостью создания начального вращения. Выполнение толчка облегчено
также благодаря тому, что вращение в полете происходит в ту же сторону, что
и при подготовке к толчку и во время толчка (т. е. положительное). Осуществляют
его двумя способами: поворотом тройкой вперед-внутрь — назад-наружу и постановкой
носка конька толчковой ноги назад в направлении общего движения тела (см. рис.
48, а). Для толчка используют также троечный переход вперед-наружу (см. рис.
48, б). Первый способ выгоднее с точки зрения выполнения максимального числа
оборотов; второй же способ обеспечивает более устойчивое выполнение толчка.
Механика прыжка близка к прыжку сальхов. Но здесь значительно более короткая
толчковая дуга назад-внутрь — по существу, это короткий след (10—30 см) внутренней
стороной зубцов конька.
Прыжок тулуп отличается высокой скоростью нарастания величины угловой скорости
вращения тела в толчке (см. рис. 26, г). Это объясняется высокой
эффективностью стопорящего движения коньком толчковой ноги, выполняемого в конечный
момент толчка. Возможность быстро достичь высокой скорости вращения тела делает
прыжок одним из наиболее удобных для совершения трех оборотов.
При открытом или затяжном вариантах выполнения прыжка маховые движения в нем
заканчиваются, как в акселе. Если фигурист намерен совершить максимальное
число оборотов, лучше выполнять маховое движение более сдержанно, подобно соответствующему
варианту толчка в прыжке сальхов. При этом важно контролировать ось вращения
— в полете она должна проходить через опорную ногу.
Одной из распространенных ошибок является чрезмерно скрещенное сзади положение
толчковой ноги в начале отталкивания. Чтобы правильно поставить толчковую ногу,
необходимо выполнить поворот тройкой единым движением всего тела, не допуская
значительного поворота верхней части тела относительно таза. Ставить толчковую
ногу на лед нужно сразу же после окончания поворота тройкой.
В качестве вспомогательного упражнения целесообразно включать в тренировки
последовательное выполнение троек вперед-внутрь — назад-наружу.
Шпагат. Это прыжок, в котором главное — высоко поднять ноги и зафиксировать
положение шпагата в верхней точке полета. Для овладения им наиболее целесообразно
использовать толчок после пе-реступания с хода вперед на ход назад с отведением
свободной ноги и одноименной ей руки назад. При отталкивании следует обращать
внимание прежде всего на высокий взлет и принимать положение шпагата лишь в
верхней точке. Распространены «русский» и классический варианты шпагата (рис.
50, а, б). Первый чаще выполняют мужчины, второй — женщины.
Приземление в прыжке шпагат имеет свои особенности. Начинается оно на носок
конька опорной ноги; а дальше фигурист возможно более быстро и энергично выполняет
переход к тройке вперед-внутрь — назад-наружу на толчковой ноге. |