Технические приемы выполнения отдельных элементов обязательных фигур разнообразны. Подробнее разберем те из них, которые широко используются в мировом фигурном катании и которые более прогрессивны. Объединенные вместе, они составляют единую, цельную систему обучения. Именно единство различных технических приемов является обязательным условием высокой эффективности их выполнения. Если каждый элемент обязательных фигур преподносится обучающемуся как отдельный, без связи с более простыми и сложными элементами, если выполнение всех деталей фигур не объединено общими принципами и положениями, эффективность обучения падает, а время обучения возрастает.
Толчки
Толчок — начало фигуры, и от его выполнения зависит правильность начертания всего рисунка. Основной принцип выполнения толчков в обязательных фигурах: сохранение стабильного положения верхней части тела, согнутого положения опорной ноги, неподвижной свободной ноги после толчка, поступательного движения продольной оси туловища, участка полоза, на котором происходит скольжение.
Рис. 36. Толчки вперед: а — наружу; б — внутрь
Толчки вперед. Стартовый толчок вперед выполняют из исходного положения, в котором опорная и толчковая ноги согнуты, туловище находится точно над коньками, спина прямая, плечи расправлены, руки напряжены, ладони направлены ко льду, плечевой пояс и таз повернуты относительно друг друга (рис. 36). Опорная рука направлена вдоль продольной оси, толчковая — вдоль поперечной. Конек толчковой ноги поставлен на плоскость, конек опорной ноги — на наружное ребро.
Толчок выполняется отлично, если положение опорной ноги при переходе к скольжению не меняется, т. е. если углы в голеностопном, коленном и тазобедренном суставах, а также угол наклона конька опорной ноги сохраняются постоянными. Нельзя согласиться с мнением о том, что в толчках вперед о.ц.т. тела перемещается вперед-вверх. Несомненно, более правильно такое исполнение, при котором о.ц.т. тела в толчке вперед остается на одном уровне.
Практика показала, что одной из наиболее частых ошибок в толчках вперед является резкий подъем о.ц.т. после толчка и переход к скольжению на выпрямленной ноге. При обучении важно акцентировать не подъем о.ц.т. в момент толчка, а, наоборот, опускание его, чтобы в конечном итоге добиться неизменного положения.
Вторым важным условием качественного выполнения толчка является устойчивое положение толчковой ноги после толчка. При правильном толчке должны быть исключены колебательные движения толчковой ноги. Ставшая свободной, она по ощущению фигуриста должна остаться в положении, в котором покинула лед, при этом зубец конька должен находиться точно над следом.
Встречаются три основные ошибки в положении толчковой ноги: после толчка — резкое приближение ее к опорной; отведение наружу-внутрь дуги скольжения. Основное требование к верхней части тела при толчке — сохранение исходного положения. Продольная ось туловища во время толчка и после него должна оставаться параллельной исходному положению, голова и руки также неподвижны.
В практике используют вариант толчка с маховым движением руками. Этот вариант возник на естественных катках. Маховое движение руками увеличивает мощность толчка, скорость скольжения, что имеет значение при выполнении фигур в неблагоприятных погодных условиях. На современных катках с высоким качеством льда нет необходимости в сильных толчках вперед. Таким образом, маховые движения руками при толчке вперед нецелесообразны.
Выполнение переходного толчка вперед, в сущности, аналогично стартовому. Исходное положение, т. е. согнутая опорная нога, которая будет толчковой, скрестное положение плеч и таза, точное положение рук, напряженные ладони, — все это должно быть обеспечено еще на подъезде к толчку. Основная цель во время толчка — обеспечить непрерывность движения тела, сохранение положения продольной оси туловища, исключить вертикальные перемещения о.ц.т. тела.
Правильное выполнение переходного толчка вперед должно оставлять у исполнителя чувство, напоминающее подталкивание при катании на самокате.
Для выработки умения выполнять толчок без вращения вокруг продольной оси целесообразно применять такой методический прием: спортсмен толкается вперед и по сигналу преподавателя выполняет тройку либо скобку. Используя этот прием, можно достаточно быстро научить спортсмена «нейтральному» толчку. Овладеть таким толчком исключительно важно, так как в дальнейшем фигурист сможет точно дозировать незначительные вращательные движения в одну и другую сторону, необходимость в которых возникает в отдельных случаях.
Для обучения рисунку толчка можно в работе с начинающими использовать известный прием «открывание калитки». Фигурист должен представлять, что поворот конька толчковой ноги наружу аналогичен открыванию воображаемой калитки. Отдельные детали толчка вперед-наружу и вперед-внутрь целесообразно отрабатывать, не акцентируя ребра скольжения. Так, положение верхней части тела, скрестное положение коньков перед толчком, неподвижность свободной ноги после толчка, сохранение угла сгибания опорной ноги в толчке и после него лучше разучивать в толчке вперед с переходом к скольжению по прямой на плоскости конька. Такое выполнение толчка вперед очень четко выявляет тенденции к вращению тела после него и поэтому быстро предотвращает возникшую ошибку.
Толчки назад. Стартовые толчки назад-наружу и назад-внутрь выполняют из аналогичного положения. Важно, чтобы уже в исходном положении фигурист находился на согнутой толчковой ноге. В процессе толчка тело должно перемещаться только по горизонтали в направлении скольжения.
В толчках назад особенно трудно обеспечить прямое положение туловища в первый момент после толчка. Для совершенствования этого положения фигурист должен прогнуться в сторону центра круга и быстро привести толчковую ногу в положение над следом.
Распространенной ошибкой в толчках назад является искажение рисунка начального участка следа. В толчках наружу это излишняя кривизна, в толчках внутрь — недостаточная. Для исправления ошибок в первом случае обычно достаточно, чтобы преподаватель постоянно контролировал правильность выполнения; во втором, кроме этого, необходимо специальными упражнениями вне льда развить способность пронировать стопу до необходимого положения.
Переходные толчки назад имеют варианты выполнения. Рассмотрим три основных варианта толчков назад-наружу (рис. 37).
Рис. 37. Толчок назад-наружу: а — стартовый; б — классический; в, е — модифицированные
Вариант переходного толчка, в котором до толчка взгляд обращен наружу дуги, а после него — внутрь дуги скольжения (т. е. без поворота головы во время толчка), можно назвать классическим. Он появился и утвердился раньше других. Этот вариант наиболее прост, удобен, обеспечивает хорошее покрытие начального участка дуги скольжения, большую начальную скорость.
Другой вариант, в котором до толчка и после него взгляд обращен внутрь дуги скольжения (т. е. с поворотом головы во время толчка), возник в процессе эволюции выполнения выкрюка наружу. В настоящее время подавляющее большинство фигуристов использует его для переходного толчка при выполнении выкрюка назад-наружу. Он весьма удобен для этой фигуры, так как позволяет отказаться от поворота головы после выполнения выкрюка вперед, тем самым облегчая покрытие, а поворот выполнять во время самого отталкивания. Таким образом, легко добиться хорошего покрытия начального и конечного участков дуг назад-наружу.
Третий вариант многие фигуристы используют для выполнения крюка назад-наружу. Освобождаясь от необходимости поворачивать верхнюю часть тела, некоторые спортсмены существенно улучшают качество покрытия следа при подъезде к крюку назад-наружу. Основной сложностью этого способа толчка является относительное неудобство позиции при толчке, более низкая его мощность, а также трудность покрытия начального после толчка участка следа.
В переходных толчках назад-внутрь в настоящее время используют два варианта: без поворота головы и с поворотом. Первый значительно проще, легко осваивается и обеспечивает толчок большой мощности. Второй способ фигуристы стали использовать сравнительно недавно, и главным образом в крюке внутрь и восьмерке назад со скобками. Он более сложен в основном потому, что трудно сохранить устойчивое однореберное скольжение перед толчками и быстро перевести взгляд, чтобы точно поставить опорную ногу на лед (рис. 38).
|