Перетяжка является важным элементом фигур в форме параграфа и восьмерки. Точность ее выполнения в значительной степени определяет качество рисунка узла фигуры. Важно так овладеть элементом, чтобы скорость скольжения не только не уменьшалась, но там, где это необходимо, могла быть и увеличена.
Манера выполнения перетяжек, использование того или иного варианта техники должны точно соответствовать конкретной фигуре, способу ее выполнения, а на этапе совершенствован — и индивидуальным особенностям спортсмена.
Перетяжка вперед-наружу. Выполняют ее из исходного положения в IV позиции. Это положение принимают на расстоянии 1—1,5 м от центра перетяжки. Исключительно важно, чтобы тело фигуриста было скручено в пояснице. В первом варианте во время выполнения перетяжки свободную руку выносят вперед, а свободную ногу отводят назад, принимая II позицию (рис. 43). Степень скрученности тела должна быть такой же, как и перед перетяжкой. Этот вариант применяют, если после перетяжки выполняют тройку. Если после перетяжки должна следовать скобка, нередко прибегают к модификации первого варианта. Тогда свободную руку не выносят вперед, а оставляют сзади.
Рис. 43. Перетяжка вперед-наружу
Рис. 44. Перетяжка вперед-внутрь
В восьмерке со скобкой назад иногда применяют вариант выполнения перетяжки вперед-наружу, в котором свободная нога все время остается впереди. Перетяжку осуществляют без заметных перемещений свободной руки или ноги. Такое выполнение возможно при малой скорости скольжения; движения свободной руки и ноги заменяются практически незаметным внутренним вращательным напряжением, плеч относительно таза. Используют его, как правило, опытные фигуристы.
Рис. 45. Перетяжка назад-наружу
Рис. 46. Перетяжка назад-внутрь
Перетяжка вперед-внутрь (рис. 44). Основные варианты выполнения этой перетяжки, по существу, подобны описанным вариантам перетяжек вперед-наружу. Первый вариант — со встречным вращением плеч относительно таза, его модификация — без выведения свободной руки вперед, другой вариант — без заметных перемещений звеньев тела, свободная нога впереди.
Первый вариант применяют при начальном обучении и в фигурах с тройками; его модификации — в фигурах со скобками; второй вариант обычно используют опытные фигуристы в восьмерке со скобкой назад.
Перетяжка назад-наружу (рис. 45). Здесь используют два основных варианта выполнения элемента: первый — для фигур с тройками, второй — для фигур со скобками. Первый вариант начинают во II позиции ходом назад; голова повернута внутрь первого круга. .Плечевой пояс сильно скручен относительно таза в отрицательном направлении. В момент смены ребра опорное плечо и руку отводят еще больше назад, голову еще больше поворачивают назад, свободную ногу выносят вперед в слегка скрещенное положение. Точность принятия положений до и после перетяжки исключительно важна для дальнейшего освоения параграфов назад, выкрюка назад-наружу, крюка вперед-внутрь и других фигур.
В фигурах со скобками обычно перед перетяжкой принимают II позицию; свободная нога сзади, рука впереди, голова обращена наружу первого круга. При перетяжке свободную ногу выносят вперед в слегка скрещенное положение, свободную руку отводят назад. В ряде случаев используют модификацию этого варианта, отличающуюся от предыдущего тем, что в момент перетяжки перемещают только свободную ногу, а свободную руку оставляют впереди. Такое выполнение позволяет избежать ранней подготовки к скобке назад-внутрь в восьмерке со скобками вперед.
Перетяжка назад-внутрь. Применяют два основных варианта выполнения этого элемента (рис. 46). Первый, используемый довольно давно, начинают в I позиции ходом назад; голова повернута назад; свободная нога сзади, свободная рука впереди. В момент перетяжки свободную ногу проносят вперед в слегка скрещенное положение. Свободную руку отводят назад. Таким образом, во время перетяжки происходит встречное движение плеч относительно таза. Степень скрученности тела до и после перетяжки должна быть приблизительно одинаковой. Этот вариант применяют в параграфах с тройкой и двукратными тройками, в параграфе с петлями, а также при выполнении первого следа в восьмерке вперед со скобками. Используют также модификацию перевого варианта, в котором перед перетяжкой свободная рука находится сзади.
Второй вариант применяют в параграфе со скобками и восьмерке со скобками вперед. Начинают его во II позиции ходом назад, голова повернута наружу круга; свободная нога сзади; свободная рука впереди; рука, одноименная опорной ноге, сзади. В момент перетяжки выполняют встречное движение: руку, одноименную опорной ноге, и свободную ногу выносят вперед. Опытные фигуристы применяют в восьмерках со скобками вперед модификацию этого варианта перетяжки, в котором руку, одноименную опорной ноге, не выносят вперед, а оставляют сзади. Остается сзади и свободная нога. Выполнение перетяжки осуществляется в основном переносом веса тела из одного круга в другой и «подтягиванием» свободной ноги и бедра в направлении второго круга.
При изучении перетяжек необходимо учитывать, что правильность позиций важна не только для параграфов и восьмерок. Выполнение перетяжек имеет глубокую внутреннюю связь с выполнением поворотов. Совершенное овладение всеми основными вариантами перетяжек— необходимое условие быстрого и правильного разучивания поворотов — крюков и выкрюков.
|