Не про фк, но в тему ) (взято со sports.ru)
Эпопея с биатлонистками Ольгой Зайцевой, Ольгой Вилухиной и Яной Романовой, растянутая на три года, наконец финишировала.
Всех обвиняли в нарушении антидопинговых правил на Олимпиаде-2014: участие в допинг-программе, подмена проб, заготовка чистых образцов для этой подмены – вы вряд ли забыли.
Решение Спортивного арбитража (CAS) получилось половинчатым:
1. Вилухина и Романова оправданы. Для обеих это полное очищение репутации и в потенциале – открытые пути на ключевые должности в спорте и госструктурах. Ольга к тому же сохранила (ну или вернула) серебро спринта в Сочи.
При этом и Вилухина, и Романова (как и Екатерина Шумилова, которую вообще ни в чем не подозревали) лишились серебра в олимпийской эстафете – из-за дисквалификации Зайцевой. Медаль отходит норвежкам, а бронзу теперь получат чешки с Габриэлой Коукаловой.
2. Да, Ольгу суд не оправдал: она признана виновной в нарушении антидопинговых правил – и это окончательное решение. Хотя Ольга планирует еще одну апелляцию – в Федеральный суд Швейцарии. Практика показывает, что шансы на успех там ничтожны.
Почему же для группы биатлонисток, проходящих по одному процессу, принципиально разные вердикты?
• В делах Зайцевой, Вилухиной и Романовой есть общие обстоятельства: все присутствуют в списке «Дюшес» от Родченкова, у всех обнаружены царапины на крышках флаконов с мочой.
Но решение CAS по Вилухиной и Романовой показывает, что само по себе это – не достаточное основание для бана. Мало ли, что за список, как туда попала твоя фамилия и кто потом царапал крышки. В мотивировочной части так и сказано: ни одно из действий, вменяемых Романовой и Вилухиной (речь о нарушении антидопинговых правил), не было ими совершено и не вышло за рамки подозрений.
По сути, это означает, что показания Родченкова, который их обвинял, не являются ключевыми без дополнительной фактуры.
• В случае с Зайцевой следствие как раз нашло фактуру, а CAS принял это во внимание: Ольгу обвинили в использовании запрещенного метода (подмена мочи) и в использовании запрещенного вещества (не названного).
CAS не проговорил это в мотивировочной части, но очень похоже, что против Ольги сработал фактор соли. В одной из зайцевских проб обнаружена аномально высокая концентрация соли, физиологически не возможная для населения этой части планеты. Разница со стандартом минимальна, но все-таки есть. И еще на старте следствия комиссия МОК заключила: соль вкупе с царапинами – достаточные и сильные доказательства махинаций, что бы еще ни добавилось к делу.
• Завышенная соль – разумеется, не допинг, но косвенный признак того, что с уже сданной пробой что-то делали. У обвинения примерно такая гипотеза: чистых анализов-заготовок было мало, и требовалось их разводить. Но не водой (иначе плотность мочи изменилась бы, что тоже подозрительно), а солевым раствором – тогда плотность сохранится.
Родченков отмечал в показаниях, что добавлял соль к чистым образцам или разбавлял мочу водой, чтобы анализ соответствовал удельной плотности, которая указана в форме допинг-контроля пробы.
Вероятно, соль – ключевая улика, вокруг которой создают фон менее значимые: список «Дюшес», царапины, показания Родченкова. Ровно по такому же принципу несколько лет назад CAS оправдал 28 наших олимпийцев-2014 (доказательств по ним было недостаточно), а 11 спортсменов признал виновными – соль в этих делах была важнейшим фактором.
• Возможно, еще вы слышали, что в одной из проб Зайцевой нашли ДНК двух разных людей. Эта проба не имела отношение к процессу, так как сдана уже после Олимпиады, но тоже могла создавать неприятный контекст.
По крайней мере, глава комиссии МОК Деннис Освальд на основании всех этих деталей (в том числе и двойной ДНК в пробе) сделал вывод о систематической допинг-деятельности Зайцевой.
• Вердикт CAS закрывает Ольге дорогу в СБР – хотя на ее помощь в новой команде публично рассчитывали, например, президент Виктор Майгуров и член правления Иван Мелихов. В ближайшее время появление Зайцевой в СБР исключено – учитывая, что наш биатлон все еще не восстановлен в правах и платит долг по нескольким допинг-делам.
И вряд ли Ольгу сильно утешает некоторое смягчение наказания со стороны CAS: вместо пожизненного отстранения от Олимпиад она получила бан лишь на одну – Пхенчхан-2018, где и так не соревновалась, потому что уже завершила карьеру.