30 01 2006 | Монолог после аплодисментов | |
Милой мы росли вместе, дружили. Нас связывала любовь к фигурному катанию и совместные занятия на стадионе Юных пионеров. Как это ни покажется странным, но на нас тренеры не возлагали никаких надежд. Отнесенные к числу бесперспективных спортсменов, мы были в какой-то мере предоставлены сами себе, и одна отрада была в том, что мы сами себе ставили программы и, как нам казалось, с успехом их исполняли. Потом мы действительно выдвинулись. Мила ушла в парное катание, затем тренировалась в одиночном у Виктора Кудрявцева и, наконец, оказалась в танцах. Она с детства была человеком одержимым. Любила праздники новых постановок. Я никогда не сомневалась, что Мила одаренная фигуристка, возможно, эта мысль родилась в ту пору, когда мы восхищались друг другом на СЮПе, но как бы то ни было, я всегда верила в ее талант. Целое десятилетие безраздельно господствовала в танцах на льду пара Людмила Пахомова и Александр Горшков. Любители фигурного катания всегда с нетерпением издали их новых программ. И каждый раз они снова потрясали нас. Ни одна программа не повторяла другой. «Соловей», «Вдоль по Питерской», вальс из «Маскарада», «Озорные частушки» — каждая раскрывала новые стороны их таланта. Трудно дать более яркую и точную характеристику творчества Людмилы, чем это сделал народный артист СССР Марис Лиепа: «Пахомова привнесла в фигурное катание эмоциональный танец, ей же принадлежит приоритет и в развитии сюжетного танца. Она создала свой, русский стиль в танцах на льду. Ее танец всегда вызывал ассоциации, что присуще только настоящему искусству. Людмила вкладывала в свои выступления огромный заряд энергии, заряд полемического противопоставления тем привычным, обыденным нормативам, которые существовали до расцвета советской школы танцев на льду. Восхождение на вершины не было бесконфликтным. Это был тернистый путь поиска. И победы добывались в борьбе — в борьбе за утверждение советского исполнительского стиля, в борьбе с косными рамками правил». За свою короткую жизнь Мила успела так много, что другому, прожившему куда больше, не хватило бы и нескольких. Они с Сашей стали первыми олимпийскими чемпионами в танцах на льду. Танцы получили права гражданства па Олимпиадах благодаря их блистательному таланту, сложности программ, исполнительскому мастерству. Опять во многом благодаря Пахомовой фигурное катание перешагнуло границы спорта, ого стали сравнивать с искусством. Создавать высокохудожественные программы позволяла ей хорошая теоретическая подготовка. Людмила закончила ГИТИС, полностью пройдя балетмейстерский курс. Училась она, как и выступала, на «отлично». Она не знала, что такое свободное время. И при всей своей занятости нашла и время и силы, чтобы убедить в нужности и организовать при ГИТИСе отделение фигурного катания для тренеров, желающих изучить балетмейстерское искусство. Редко кому из выдающихся спортсменов удается стать сильным тренером. Она таким стала. Она успела воспитать хороших фигуристов. У нее была целая группа, которую она вела с самого раннего детства. Несколько лет ее ученики были чемпионами мира среди юниоров. Сегодня ее пара Анненко — Сретенский входит в сборную команду СССР, они бронзовые призеры чемпионата Европы и четвертые в мире. Пахомова была примером во всем: любящей дочерью, хорошей женой, замечательной матерью. Воспитанная в любви к труду, она и свою Юлю воспитывала так же. Она любила жить. Всегда красивая, элегантная, настоящая женщина. А тренеру оставаться женщиной очень трудно, когда большую часть жизни проводишь в брюках, в монобутсах, кричишь, бегаешь и в работе забываешь обо всем. Многогранность личности Милы нашла отражение в ее книге. Это ее опыт, суждения, мысли. Она много успела в жизни, но еще больше не успела. Некоторые ее высказывания, мысли как бы намечены контуром, они должны были получить дальнейшее развитие, ведь впереди была большая жизнь. Но... Заслуженный тренер СССР Татьяна Тарасова см. раздел Статьи | ||
Сохранить новость: В Facebook Контакт В Twitter |
||
© Tulup 2005–2025
Время подготовки страницы: 0.073 сек. |