Tulup.ru - Клуб любителей фигурного катания

Спортивные танцы на льду

Страницы: 12345678910111213141516171819202122232425262728   
 

Спортивные танцы на льду —самый молодой вид фигурного катания. Они возникли в послевоенные годы на катках Великобритании, а затем получили распространение в США, Канаде, Франции, ФРГ, Чехословакии, Австрии и других странах. В 1952 году танцы были включены в программу чемпионатов мира и Европы. В течение 10 лет на всех крупных международных состязаниях побеждали фигуристы Великобритании. Их тренеры были лучшими знатоками спортивных танцев, к ним на выучку ездили танцоры других стран. И все же в 1962 году восторжествовали представители новой школы спортивных танцев — чехословацкие фигуристы Ева Романова и Павел Роман. Они творчески восприняли все лучшее в английской школе танцев и создали свой стиль исполнения. Особенно смелой и новаторской была произвольная программа чехословацкого дуэта. Это позволило Еве и Павлу на протяжении четырех лет выигрывать чемпионаты мира по танцам.

Современный произвольный танец благодаря творчеству фигуристов многих стран достиг высокого класса и требует от исполнителей виртуозной техники, легкости, непринужденности.

В нашей стране первые танцевальные пары появились в 1958 году. Чемпионаты СССР по танцам стали проводиться лишь с 1963 года. Важным стимулом для развития нового вида фигурного катания послужило включение танцев в программу зимней Спартакиады народов СССР 1966 года. В этих состязаниях участвовало более 20 танцевальных пар из 13 городов страны. Наибольшего успеха добились московские фигуристы Людмила Пахомова и Виктор Рыжкин, создавшие яркий, колоритный танец на мотивы русских народных мелодий. Этот дуэт сумел на чемпионате мира войти в число десяти лучших танцевальных пар.

В настоящий раздел включены основные сведения об обязательных спортивных танцах на льду. Многочисленные иллюстрации помогут спортсменам и тренерам разобраться в том, как размещается на ледяной площадке данный танец; где надо начинать первый шаг, особенно если это танец с предписанным рисунком шагов; каким образом выполняется смена танцевальных позиций.

В разделе даются необходимые понятия и термины, используемые в танцах на льду, без которых начинающему танцору трудно будет разобраться в описании техники исполнения обязательных танцев.

ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ

Оси

1.   Продольная ось катка — воображаемая линия, разделяющая ледяную площадку на две равные части в длину.

2.   Непрерывная ось — воображаемая линия, проходящая вдоль границ ледяной площадки, относительно которой размещается рисунок танца. В сущности это две параллельные линии, расположенные вдоль длинных границ площадки примерно на равном расстоянии от продольной оси катка и длинных границ, связанные между собой полукругами по обоим концам катка. В некоторых случаях эти полукруги могут сплющиваться и становиться почти параллельными коротким границам площадки.

В круговых танцах, например в килиане, непрерывная ось образует почти круг, в пасодобле — эллипс.

3.   Поперечная ось — воображаемая линия, пересекающая непрерывную ось в любой ее точке под прямым углом.

Шаг, серия шагов

1.  Шаг—след на льду, оставленный коньком при скольжении на одной ноге. Он может представлять собой дугу или отрезки дуг с поворотами, например тройками, выкрюками и т. п.

2.  Серия шагов — это ряд последовательно выполняемых шагов, образующих рисунок танца.

Толчки, шаги, дуги и другие элементы скольжения

1.  Открытый толчок — толчок, выполняемый от опорной ноги, без скрещения ног спереди или сзади (рис. 101).

2.  Скрещенный толчок выполняется при скрещенных ногах. Ход приобретается за счет отталкивания наружным ребром конька ноги, которая затем становится свободной (рис. 102).

3.  Спереди скрещенный шаг. При выполнении его свободная нога ставится на лед вдоль наружного ребра конька опорной ноги так, чтобы икра свободной ноги приходилась против голени опорной (рис. 103).

Рис. 101, 102, 103, 104
Рис. 105
Рис. 106

4.  Сзади скрещенный шаг. Свободная нога при его выполнении ставится на лед вдоль наружного ребра конька опорной ноги так, чтобы голень свободной ноги приходилась против икры опорной ноги (рис. 104).

5.  Шассе простое — ряд шагов, при выполнении которых свободная нога в момент превращения в опорную ставится на лед рядом с опорной; ставшая свободной нога снимается со льда сбоку опорной (рис. 105).

6.  Шассе скрещенное —свободная нога ставится на лед скрещенно с опорной сзади, если скольжение производится вперед, и спереди, если скольжение выполняется назад (рис. 106).

7.  Беговые шаги. Выполняя их, свободную ногу в момент превращения в опорную ставят на лед впереди опорной; ставшая свободной нога снимается со льда сзади опорной (рис. 107).

8.  Шаговая дуга — это шаг или ряд шагов, выполняемых в виде полукруга по одну сторону непрерывной оси (рис. 108).

9.  Ролл (нескрещенная дуга)—простая дуга противоположной кривизны с предыдущей, выполняемая на наружном ребре конька ходом вперед или назад в виде шаговой дуги (рис. 109).

10.  Кросс ролл (скрещенная дуга) —это дуга, начинаемая скрещенным толчком; ход приобретается за счет толчка наружным ребром конька ноги, которая затем становится свободной (рис. 110).

11.  Маховая дуга (суинг ролл) —это обычно длинная, на несколько счетов музыки, дуга, при выполнении которой свободная нога маховым движением проносится вперед мимо опорной, прежде чем ставится на лед рядом с ней (рис. 111).

12.  Арабеск-—это скольжение по дуге или прямой в принятой танцевальной позиции на несколько счетов. Свободная нога удерживается несколько выше, чем обычно.

13.  Спираль — скольжение на несколько счетов по спирали, во время которого фигурист выполняет короткую дугу, уменьшающуюся в радиусе.

14.  Циркуль — это спираль, описываемая коньком вокруг отставленной назад на носок свободной ноги или вокруг партнера.

Рис. 107, 108
Рис. 109, 110
Рис. 111, 112

Повороты

1.  Моухок — поворот с изменением фронта скольжения (ход вперед меняется на ход назад или наоборот), выполняемый переходом с одной ноги на другую на то же ребро. Существует несколько видов передних моухоков, то есть начинаемых со скольжения вперед (рис. 112).

а)  нескрещенный моухок — при выполнении его ноги не скрещиваются, а следы на льду,скрещиваются;

б)  скрещенный моухок — ноги скрещиваются спереди или сзади, а следы на льду не скрещиваются;

в)  закрытый моухок — нескрещенный моухок, свободная нога ставится на лед со стороны наружного ребра опорного конька возле пятки. После перехода на другую ногу ставшая свободной нога располагается впереди над носком опорной. Закрытое положение бедра свободной ноги дает название этому моухоку;

г)  открытый моухок — нескрещенный моухок, свободная нога ставится на лед со стороны внутреннего ребра опорного конька, примерно против щиколотки опорной. После перехода на другую ногу свободная нога остается за опорной. Пооткрытому положению бедра свободной ноги и получил название этот моухок;

д)  открытый или закрытый маховый моухок — это нескрещенный моухок, при выполнении его свободная нога маховым движением проносится вперед мимо опорной, а затем назад вплотную к ней, прежде чем опуститься на лед. В зависимости от того, куда ставится опорная нога, и от положения свободной (открытого или закрытого) будет закрытый или открытый маховый моухок.

2.  Чоктау — поворот с изменением скольжения с хода вперед на ход назад (или наборот), выполняемый переходом с одной ноги на другую на противоположное ребро, то есть с наружного ребра на внутреннее или с внутреннего на наружное. Существует несколько видов передних чоктау (рис. 113).

а)  нескрещенный чоктау — при выполнении его ноги не скрещиваются, а следы на льду скрещиваются;

б)  скрещенный чоктау — ноги скрещиваются спереди или сзади, а следы на льду не скрещиваются;

в)  закрытый чоктау — нескрещенный чоктау: свободная нога ставится на лед со стороны наружного ребра опорного конька возле пятки. После перехода на другую ногу ставшая свободной нога располагается впереди над носком опорной;

г)  открытый чоктау — нескрещенный чоктау: свободная нога ставится на лед со стороны внутреннего ребра опорного конька, примерно против середины ступни опорной. После перехода на другую ногу свободная нога оказывается за пяткой новой опорной;

д) открытый или закрытый маховой чоктау — нескрещенный чоктау, при его выполнении свободная нога маховым движением проносится вперед мимо опорной, затем назад вплотную к ней и опускается на лед. В зависимости от того, куда ставится новая "опорная нога, и от положения свободного бедра (открытого или закрытого) будет закрытый или открытый маховый чоктау.

3. Туизл — вращение в один полный оборот, выполняемое настолько быстро, что фактически совершается на одном месте. Вращение осуществляется выкрюкообразным движением с дуги левой вперед-наружу при сохранении веса тела на опорной ноге. Правая нога прижата к левой. После поворота следует переход на дугу правой вперед-наружу (рис. 114).

Рисунки шагов

Рисунок шагов — это следы, которые остаются на льду после выполнения полной серии шагов танца.

Танец с «предписанным» рисунком шагов — это такой танец, отдельные шаги которого выполняются в определенном месте ледяной площадки.

Танец с «предпочтительным» рисунком шагов — при выполнении его допускаются различные варианты рисунка. Но избранный танцорами рисунок не должен нарушать отдельных шагов, их последовательности, а также общих правил смены танцевальных позиций и при каждом повторении оставаться неизменным.

Танец с «круговым» рисунком шагов — серия шагов размещается прогрессивно вдоль непрерывной оси танца. При noj вторном исполнении его можно начинать в любой точке этой оси.

Стартовые шаги, рис. 115

Стартовые шаги, предшествующие началу каждого танца, танцоры выбирают по своему усмотрению, их число не должно превышать семи для каждого партнера. Стартовые шаги не оцениваются судьями, но следует избегать явных силовых отталкиваний.

Рис. 113, 114
Рис. 115. Старт (для танцев, начинающихся в закрытой позиции)
Рис. 115. Старт (для танцев, начинающихся в закрытой позиции)
Рис. 116. Танцевальные позиции
Рис. 116. Танцевальные позиции

Ритм, счет, темп

Ритм — регулярно повторяющиеся группы долгих и коротких ударных и неударных счетов, которые придают музыке определенный характер.

Счет — часть такта музыки, регулярно повторяющаяся через равные промежутки времени по метроному.

Темп — скорость исполнения музыки, то есть число тактов в минуту и число счетов, приходящихся на один такт.

Пометки на рисунках танцев

Расположение шагов относительно непрерывной и поперечной осей на рисунках позволяет видеть направление и кривизну каждой дуги, а также ее относительную длину на льду.

Шаги танцев на рисунках пронумерованы, возле цифры каждого шага указан ритм танца.

В большинстве случаев проставлены цифры: 1—4— для четырехсчетных ритмов (фокстротных, маршевых и т. п.) и 1—3 и 1—6 — для трех- и шестисчетных вальсовых ритмов. Длительность исполнения каждой дуги, таким образом, определяется числом счетов. Так, например, шаг 7 Вестминстерского вальса начинается на счет «четыре», а исполняется он на шесть счетов. На некоторых рисунках, например Европейского вальса, ритм не дается, вдоль каждой дуги сбоку проставлены только цифры, указывающие число счетов, приходящихся на каждую из дуг.

На рисунках даны указания, как нужно выполнять шаги: условное обозначение «X. СП»—скрещение спереди, «X. СЗ»— скрещение сзади.

Танцевальные позиции, рис. 116

1.  Рука в руке — партнеры стоят рядом, глядя в одном направлении; партнерша справа от партнера. Руки непринужденно разведены в стороны, правая рука одного партнера в левой руке другого.

2.  Закрытая, или вальсовая, позиция — партнеры стоят друг против друга; один скользит вперед, другой назад. Правая рука партнера, согнутая в локте, прижата к левой лопатке партнерши; левая кисть партнерши лежит "на правом плече партнера; локоть — на его локте. Левая рука партнера и правая рука партнерши соединены и непринужденно вытянуты на уровне плеча. Плечи их параллельны.

3.  Открытая, или фокстротная, позиция. Положение рук такое же, как в закрытой позиции, только спортсмены несколько разворачивают корпус с тем, чтобы иметь возможность скользить в одном направлении. Пример: шаги 5—16 блюза.

4.  Боковая, или танговая, позиция. Партнеры становятся рядом, один скользит вперед, другой — назад. В отличие от закрытой позиции партнеры танцуют, прижимая бедро к бедру, причем партнер может находиться как справа, так и слева от партнерши.

5.  Позиция «килиан». Партнеры стоят рядом, повернувшись лицом в одну сторону; правое плечо партнера находится за левым плечом партнерши. Левая рука партнерши вытянута и лежит в левой руке партнера, правые руки их соединены и покоятся на талии партнерши.

6.  Обратный «килиан». Партнеры стоят рядом, как в позиции «килиан», но партнерша слева от партнера. Например: шаги 6—9 Вестминстерского вальса.

 
Смушкин Я.А. Искусство фигурного катания на коньках. — М.: Советская Россия, 1967.— 230 с
Разделы
Искусство фигурного катания на коньках (Смушкин Я.А.)
Рисунок обязательных фигур
Современные требования к рисунку обязательных фигур
Ошибки в начертании обязательных фигур
Микрогеометрия следа
Ошибки в рисунке поворотных элементов
Техника обязательных упражнений
Основные позиции фигуриста
Скобка
Крюк и выкрюк
Восьмерка
Параграфы
Восьмерки с тройками
Восьмерки с петлями
Восьмерки со скобками
Элементы одиночного произвольного катания
Вращения
Прыжки во вращение
Прыжки
Элементы парного катания
Спортивные танцы на льду
Обязательные спортивные танцы
Простые: Марш, Фокстрот, Рокер-фокстрот
Вальсы: Европейский, Американский, Вестминстерский, Венский
Быстрые: Килиан, Квикстеп, Пасодобль,
Медленные: Танго, Аргентинское танго, Блюз
Творчество и культура фигуриста
Музыкальное сопровождение программы
Спортивный инвентарь и одежда фигуриста
Вход


Имя
Пароль
 
Поиск по сайту

© Tulup 2005–2024
Время подготовки страницы: 0.015 сек.