Произвольное катанье еще в большей степени, чем обязательные упражнения, отражает индивидуальность конькобежца в искусстве воплощать в движениях свой художественный вкус и своё физическое развитие. Если в «школьном» катанье он выполнял обязательные для всех участников соревнования строго определенные фигуры, то здесь ему предоставляется полная свобода выбора любых форм и способов их исполнения в пределах своих способностей и творческого воображения. Он ограничен здесь только условиями места, размером ледяной площадки и временем, отведенным ему для катанья, согласно программе соревнования. Поэтому наша задача сводится к изложению техники только наиболее употребительных элементов произвольного катанья, или, вернее, типовых произвольных фигур и некоторых их комбинаций, предоставив каждому выбирать, комбинировать, изобретать, совершенствовать и исполнять свою программу по собственному усмотрению.
Так как произвольное катанье есть продукт личного творчества каждого, то сознательное отношение к работе над собой, изобретательность, богатство воображения и технических средств, умение их использовать в данных условиях, наконец, одарённость и степень подготовленности каждого составляют его качества, посредством которых он борется со своими конкурентами. Задача инструктора — развивать творческие начала занимающихся, но не подменять это развитие составлением готового материала для программ — это привело бы к обратному результату. Нужно заставить каждого совершенно самостоятельно проделывать эту работу, лишь под самым общим руководством преподавателя, строгая критика которого с указанием ошибок и слабых мест имеет здесь наибольшее значение. Само собой разумеется, что программы должны составляться применительно к правилам соревнований. Согласно последним, произвольное катанье должно содержать в своей программе наиболее трудные и разнообразные фигуры; программа эта должна быть художественно скомпонована, обдуманно расположена, по площадке и исполнена красиво, уверенно, непринуждённо, связно, контрастно и музыкально. Под связностью исполнения понимается катанье без какихлибо перерывов, с непосредственными переходами из одной фигуры в другую, без лишних шагов и бессодержательных остановок между ними.
В программу произвольного катанья могут входить следующие элементы:
- Всевозможные переходы с одной ноги на другую отдельно или в комбинациях между собой и с другими элементами.
- Фигуры с разбега, в том числе более трудные поворотные фигуры школы: скобки, крюки и выкрюки.
- Фигуры на двух ногах: змейки, и циркули.
- Пируэты.
- Прыжки.
- Все эти элементы служат материалом для так называемых комбинаций, которые, содержа в себе один или несколько элементов, связывают их в нечто целое, называемое произвольной фигурой. Наш советский стиль произвольного катанья требует применения именно таких комбинаций, а не бессвязного исполнения набора отдельных, хотя бы и трудных, но не грациозных упражнений.
|