Tulup.ru - Клуб любителей фигурного катания

Пируэты

Страницы: 123456789101112131415161718192021222324252627   
 

4. ПИРУЭТЫ

Овладев техникой петель, фигурист может приступить к изучению родственных им пируэтов, так как по существу они являются не чем иным, как рядом последовательно исполненных на одном месте петель. Пируэтом мы называем вращение фигуриста вокруг своей продольной оси на месте, без поступательного движения, с точкой опоры, зафиксированной или лишь немного перемещающейся по льду. Изучая пируэты, конькобежец приобретает одно из главных качеств — тонкое владение равновесием. Мастер пируэта должен уметь не только вертеться на месте, но и садиться во время вращения «пистолетиком» и вставать на одной ноге; и смотреть в небо, закинув голову назад, не зная, что такое головокружение. В стремительном вращении он должен уметь подняться на носок конька, как мяч, выпрыгивать из пируэта и избегать опасных мест на льду или встречных конькобежцев. Пируэты являются вернейшим показателем овладения техникой.

Пируэт, с которого надо начинать, — это пируэт стоя на обеих ногах; он, кстати, служит прекрасной подготовкой к пируэтам на одной ноге. На нем осваивается вращательный размах, вращение в вертикальном положении и правильный баланс. Чтобы исполнить этот пируэт, начинают на крутом ходу умеренной величины тройку вперёд-наружу и в момент её поворота сильным круговым махом вперёд ставят свободную ногу на лёд рядом с опорной так, чтобы расстояние между стопами, обеих ног было немного меньше ширины плеч, чтобы тяжесть тела распределялась между обеими точками опоры вполне равномерно, чтобы носки обеих ног были обращены немного внутрь и чтобы конёк бывшей свободной ноги пошёл на задней части скользящей плоскости конька вперёд вокруг общего центра на льду, а опорная скользила бы вокруг той же точки назад. Это движение вместе с круговым махом рук, распростёртых в стороны на высоте плеч в горизонтальной плоскости, сообщает телу вращение вокруг продольной его оси. Вращение ускоряется благодаря выпрямлению согнутого в начале тройки опорного колена, а также и подтягиванию или опусканию рук к телу, по известной в механике теореме площадей, описываемых радиусом-вектором при движении точки под действием центральной силы. Таким способом можно дойти до 30 и более оборотов. Вращение может быть замедлено и даже внезапно прекращено быстрым подъёмом рук вместе с прыжком на носки коньков. Кроме тройки, началом для этого пируэта может служить внутренний кораблик, циркуль или первое колено простой змейки.

Во всех пируэтах, кроме специально замедленных, главное внимание обращается на достижение наибольшей быстроты вращения — до 3 оборотов в секунду.

Много труднее скрещенные пируэты на двух ногах. Они могут быть начаты таким же движением, как простой, и бывают двух родов: со скрещением маховой ноги спереди другой и сзади неё, причём первый очень легко переходит во время вращения в простой путём поворота обеих ног в сторону вращения; а простой так же легко переходит тем же приемом в скрещенный сзади.

Ноги скрещиваются в этих пируэтах так, чтобы носки их почти соприкасались, а пятки были направлены врозь. Рекомендуемая некоторыми нашими брошюрами постановка ног носком одной к пятке другой не дает скрещения — такой пируэт не представляет трудности и считается дефектным.

Волчок исполняется в положении глубокого приседа на одной ноге, в то время как другая вытянута или полувытянута вперёд. Этот пируэт начинается, как и простой пируэт на двух ногах, с движения, подобного началу простой тройки вперёд-наружу, как это описано в начале главы. Но кругообразный мах свободной ноги, совершаемый одновременно с глубоким наклоном корпуса вперёд и с глубоким же сгибанием опорного колена, направлен возможно ближе к горизонтальной плоскости (рис. 98). Само собой разумеется, что свободная нога уже не ставится здесь на лёд, как в том пируэте, а выбрасывается вперёд. Одновременно с окончанием этого маха одноименная рука подхватывает свободную ногу за голень снизу возле верха ботинка (рис. 99).

Рис. 98. Замах на пирует Рис. 99
Рис. 98. Замах на пирует Рис. 99

Эта поддержка ноги рукой не обязательна, можно обойтись и без неё, но такой приём даёт больше устойчивости в принятом положении тела и применяется большинством фигуристов. При вращении, которое у лучших мастеров фигурного катанья достигает 75 оборотов (П. С. Чернышев), конек опирается на лед передней третью внутреннего ребра и описывает на нём длинный ряд мелких петель или кружков.

Опыт последнего времени показал, что даже для младших хорошо подготовленных школьников можно считать вполне доступными довольно трудные пируэты стоя на одной ноге, начинаемые с ходов вперёд-наружу и назад-наружу, при условии достаточной гибкости тазобедренного сустава, допускающей отведение свободной ноги до прямого угла с продольной осью тела.

Первый из этих пируэтов начинается лучше всего после простой тройки вперёд-наружу, например на левой ноге. С сильного выезда из этой тройки назад-внутрь даётся толчок наибольшей силы на дугу вперёд-наружу на правой ноге с максимально согнутым коленом и с наибольшим наклоном на наружное ребро (рис. 98). Свободная нога вытянута назад низко над льдом в почти горизонтальном положении, обе руки простёрты в стороны на высоте плеч, корпус резко скручивается вправо, — так делается очень низкий вращательный замах на пируэт вправо, как бы на петлю. В момент затухания хода в той точке, где должна бы быть петля, свободная нога широким круговым махом в горизонтальной плоскости идёт вперёд, оставаясь совершенно вытянутой под прямым углом к оси вращения; опорная нога одновременно выпрямляется, всё тело принимает строго вертикальное положение с руками, вытянутыми в стороны на высоте плеч, корпус и голова — совершенно прямо (рис. 100, 1), — так начинается довольно быстрое вращение на передней трети конька или даже почти на носке, касаясь льда нижним зубцом. При этом конёк либо делает на льду простой троечный поворот и после этого описывает длинный ряд мелких петель на внутреннем ребре назад, либо остаётся на наружном ребре, что гораздо красивее, и вращается почти на одном месте без поступательного движения. Как только будет найдено твёрдое, уверенное равновесие, т. е. ось вращения совпадёт с продольной осью тела, так свободная нога начнёт опускаться или c совершенно вытянутыми коленом и носком, или с полусогнутым коленом, скрещиваясь с опорной сзади на высоте её колена. Одновременно руки притягиваются к телу и группируются на груди или опускаются по сторонам тела прямо или насквось «штопором»; от приближения этих конечностей к оси вращения получается огромное ускорение вращения (рис. 100, 2, 100, 3 и 101).

Рис. 100
Рис. 100

Мы не описываем здесь других быстрых пируэтов, по трудности доступных только мастерам спорта. Один из них изображён для примера на рис. 102.

Рис. 101 Рис. 102
Рис. 101 Рис. 102

Для выхода из пируэта свободная нога отставляется носком на лёд на шаг в сторону, и пируэт заканчивается либо прыжком на оба носка, ноги вместе (рис. 103), либо резким толчком на левую ногу назад-наружу. Можно закончить и выездом на опорной ноге назад-внутрь, как из соответствующей петли, для чего достаточно поднять рукии повернуть голову и плечи «в минус» против вращения и принять I позицию, как на второй дуге тройки № 7.

Пируэт на одной ноге назад-наружу начинается или после быстрой дуги назад-наружу, например на левой ноге переходом подкладкой как бы на петлю назад-наружу на правой, или с тройки вперёд-внутрь. Наиболее эффектен пируэт при медленном вращении в красивой постановке в I позиции.

Рис. 103. Ю. С. Николаева, многократная чемпионка СССР Рис. 104
Рис. 103. Ю. С. Николаева,
многократная чемпионка СССР
Рис. 104

Пируэты на одной ноге стоя в положении «ласточкой» применяются также в сравнительно медленном вращении (рис. 104). Корпус в этих пируэтах сильно наклонён вперёд с прогнутой спиной, а свободная нога поднята назад, как на спирали вперёд-внутрь (гл. VII, разд. 2), так, чтобы составить вместе с корпусом одну мягкую, немного вогнутую линию. В этом пируэте применяются два варианта постановки корпуса и рук: 1. Корпус скручен в сторону вращения, рука, соответствующая свободной ноге, протянута вперёд и вниз, другая — назад вдоль бока, положение соответствует II позиции. 2. Корпус повёрнут грудью против вращения, вперёд протянута другая рука, а первая — вдоль бока назад, положение соответствует I позиции.

При изучении этих пируэтов для начала вращения используется, главным образом, размах рук и корпуса, а не свободной ноги, остающейся в положении «сзади». Вся трудность заключается в нахождении правильной оси вращения, т. е. равновесия; а это достигается только настойчивым упражнением.

Из пируэта «ласточкой» нетрудно перейти в волчок круговым махом свободной ноги вперёд с одновременным глубоким сгибанием опорной ноги и очень небольшим разгибанием корпуса.

Можно перейти из него и в такой же пируэт «ласточкой» на другой ноге с вращением в ту же сторону, но уже назад-наружу в I позиции. Для этого, не выпрямляя наклонённого корпуса, свободная нога быстро ставится на лёд на наружное ребро, а опорная, дав резкий и очень быстрый толчок, как на простой дуге назаднаружу, поднимается назад и вверх в положение «ласточки».

Рис. 105
Рис. 105

Пируэт на носке вперёд-наружу (рис. 105) начинается таким же движением, как описанный выше пируэт на двух ногах, но в момент прекращения поступательного движения и остановки конька нужно придать телу совершенно вертикальное положение, тогда продольная ось его совпадёт с линией тяжести и легче будет найти равновесие при вращении. В этот момент нужно быстро и решительно, вытянув возможно больше стопу, подняться на носок конька; одновременно корпусу придаётся вращательное движение, конечно, по закривлению начальной дуги, сохраняя равновесие возможно дольше, свободная нога остается сзади (рис. 105). Так как точка опоры здесь зафиксирована, то равновесие не может сохраняться долго, его хватает на 1—3 оборота. Наиболее лёгкий выезд из этого пируэта — назад-внутрь на той же ноге, с переходом или с прыжком на другую ногу назад-наружу; наиболее труден — выезд вперёд-наружу на той же ноге.

Пируэты на носке, начатые дугой вперёд-внутрь или ходами назад, гораздо труднее, но исполнение их вполне аналогично предыдущему.

Все вышеописанные пируэты могут сочетаться друг с другом в последовательном порядке в сложные пируэты, а также и варьировать в своих формах в связи с различными постановками свободной ноги спереди, сзади, сбоку опорной, с переменой ноги во время вращения наподобие вышеописанному и т. п.

Обычной ошибкой начинающих в пируэтах стоя является исполнение их на мягком колене. Надо с самого начала стараться вытягивать его совершенно. Другая ошибка: преждевременное подтягивание конечностей к телу, когда ещё не найдено правильное равновесие.

 
Панин Н.А. Фигурное катанье на коньках. 2-е издание. — М.: Физкультура и спорт, 1952
Разделы
Фигурное катанье на коньках (Панин Н.А.)
Глава I. Общие сведения
Глава II. Основные данные по теории фигурного катания
Глава III. Организация занятий по фигурному катанью
Глава IV. Методика обучения фигурному катанью
Глава V. Предпосылки для овладения техникой и пластикой фигурного катанья
Глава VI. Техника обязательных (школьных) фигур.
Дуга, иначе круг
Перетяжка, иначе параграф
Тройка
Двукратная тройка
Петля
Скобка
Крюк
Выкрюк
Восьмерка на одной ноге
Сложные фигуры
Глава VII. Техника произвольного катанья
Переходы с одной ноги на другую
Фигуры с разбега
Змейки и циркули
Пируэты
Прыжки
Разные комбинации
Составление программы, транировка и исполнение упражнений программы
Парный вальс
Глава VIII. Парное катанье
Глава IX. Организация соревнований
Вход


Имя
Пароль
 
Поиск по сайту

© Tulup 2005–2024
Время подготовки страницы: 0.008 сек.