lsd пишет: |
"маугли" (детей выросших среди зверей), успехи были мизерными: что-то на уровне освоения нескольких слов/фраз/етс, ни о какой начальной школе речи не шло. Есть определенные этапы формирования мозгов, которые не наверстать. |
Это несколько другая история. Более того, эти этапы приходятся скорее на первые месяцы и самые-самые первые годы жизни, ещё до того, как ребёнок идёт в музыкальную или спортивную школу. "маугли" не в состоянии в принципе научиться говорить.
вот, кстати, картинка в тему и к некоторым примерам.
Скажем вот формирование акцента очень рано происходит, в раннем детстве закладывается просто автоматом и быстро, а во взрослом только с целенаправленными тренировками, долго и всё равно ограничено. Просто по произношению единичных слов русского или индийца можно сразу вычислить, вот сколько надо русскому тренировать произносить слово throughout, чтобы когда он его громко произносил не было слышно, что он не американец или англичанин? Но только это не имеет отношения к знанию иностранного языка. А вот выучивают иностранный язык в относительно взрослом возрасте очень хорошо, это вообще норма, что язык начинают учить достаточно поздно, для Европы в том числе норма.
Поэтому если про лимиты от мозгов, то хороший вопрос, когда они закладываются, вот на музыку, например, в возрасте до 1-3 лет, когда ребёнок растёт в музыкальном окружении, у него дома играют на инструментах, или от многочасовой долбёжки в 7+ лет? С точки зрения формирования мозга ранний этап, до того, как ребёнок сам начинает учиться, он даже сильно важнее.
Ок, моторные навыки:
Тут принципиально иная картина, чем в случае высшей мозговой деятельности. Примеры интересные:
1) скажем взрослые, которые никогда не катались на велосипеде учатся кататься не дольше, чем дети. Научить взрослого ничуть не сложнее. Хотя тут какие-то глубинные, древние, мозговые структуры работают, до которых обычно сложнее добраться.
2) дети, занимающиеся ФК с 2-3 лет не имеют каких-то преимуществ перед теми, кто начал заниматься в 6-7. В большом спорте много и тех, и других.
3) в быстрой технике имеет эффект заучивания, в отличии от высшей мозговой деятельности, где развитый человек легко осваивает новое и корректирует/переучивает старое, техника очень сложно корректируется. Вот те же флутцы не особо переучиваются у профессиональных спортсменов.
4) очевидная корреляция для способности что-то крутящееся освоить и размеров тела, как детей, так и взрослых. Причём речь не про жир, а именно про размеры.
5) наконец, сальто в один оборот на батуте с тренером за два-три занятия разучивают. Уникумы за одно. Это взрослые люди 20-30+. Я за один раз не изучил, давно это было и только одно небольшое занятие у меня было, но я в этом плане скорее обратный уникум, но как взрослые люди за 1-2 небольших занятия осваивали я сам видел. Но тут нужен тренер, чтобы показать какие-то движения, плюс важна подстраховка, небезопасно всё-таки.
6) есть какие-то лимиты на реакцию, которые у каждого организма свои. Они, в частности, определяют и предел возможностей для той же игры на музыкальных инструментах. Скажем скорость печати на клавиатуре имеет свои пределы, за которые сложно выйти, причём предел для печати двумя и десятью пальцами почти одинаковый для индивида, в то время как индивиды друг от друга легко могут в два раза по скорости отличаться.
7) какой потолок в той же музыке? На самом деле, для профессиональной игры на инструментах всё-таки нужен большой опыт. У того, кто серьёзно в детстве занимался, банально сильно больше опыт, количество часов, проведённых за инструментом. Тут во много не проблема упущенных возможностей, а проблема упущенного времени. Чтобы какие-то выводы о невозможности делать, надо найти достаточно большую выборку по именно взрослым, кто несколько лет учился игре по 3-4 часа в день, занимаясь и самостоятельно, и с педагогом. А ведь таких возможностей очень мало для взрослых. Никто и не пытался собирать данные на этот счёт. Кстати в ФК схожая история, много ли взрослых, кто в течении нескольких лет имел нагрузку по 10+ тренировочных часов в неделю с тренером?