Теперь про образование:
1) надо различать образование и диплом об образовании, наличие специальности. Специальность иногда требуется просто по формальным основаниям, особенно важно для медицины, некоторых юридических направлений, некоторых серьёзных инженерных отраслях. И это в целом весьма обосновано. Для работы в образовании нужна зачастую специальность образовательная, но это, как раз, по-моему не очень обосновано (скажем, каким выдающимся спортсмен не был и какой бы опыт работы не имел, пойти работать тренером в спортшколу он не сможет, не имея нужной корки).
2) если говорить именно про образование, а не корку, то тут тоже могут быть разные ситуации. Могут быть сильные институты, серьёзные, могут быть "какие-то", может вообще не быть высшего образования, или не завершённое. Ну сейчас в крупных городах, в Москве, у большинства есть ВО, им не удивишь. Если его в принципе чаще потому, что просто так обстоятельства сложились, не все просто могут позволить себе учиться. Ну я о тех, кто на какую-то квалифицированную работу претендует. Ну иногда народ просто сразу рвётся в бой. Вот, дипломом не удивишь, тут скорее вопрос о том, где человек учился.
3) что такое образование вообще: это не сколько сами знания, сколько некая культура и перестроенные мозги, что годами формируется, это именно школа в истинном смысле этого слова. И ключевую роль играет окружение, другие учащиеся и преподаватели, потому что именно в общении с ними культура и мозги формируются. И именно поэтому важно качество окружения, контингент, поэтому и очень полезны хорошие школы и университеты, а когда средние, они так себе. Поэтому я и говорю, что скажем домашнее школьное обучение может легко заменить средненькую школу, но никогда не заменит настоящую, топовую школу. И с университетами такая же история. Тут важный момент, что мысли все должны быть в обучении, иначе отдача будет в разы меньше. Это то, что меня больше всего смущает в истории с Ченом, поскольку он выбрал два занятия, каждое из которых требует полного погружения.
4) на самом деле далеко не везде требуется образования и эта самая культура, тут традиционный вопрос "шашечки или ехать". Плюс человек формируется не только в институте, но и до, в школе, и во время работы, учатся вообще всю жизнь. Чем дальше от института, тем больше показывает человека то, чем и как он после института, собственно, занимался. Но всё-таки так учёба полноценно опыт работы не заменяет, так и опыт работы полноценно учебный опыт не заменяет.
5) снобизм зло. Надо учиться и развиваться, а не кичиться дипломами или титулами. Вот даже возвращаясь к исходной теме. Дают, скажем, упражнения "фонарики" – надо забыть про титулы, и пытаться выжать из того, что дают, максимум, тем более, когда тебе объективно есть, чему учиться. Только так можно развиваться. Очень часто можно научиться чему-то у того, кто вроде бы слабей тебя, что в спорте, что в знаниях.