Komus пишет: |
Есть очень сильные школы по крайней мере в Москве. Где детей очень хорошо готовят к поступлению в Вузы. |
Подготовка в поступлению в ВУЗ — это не образование. Я, конечно, могу судить только о математике и немножко о физике. Математики в школе и особенно на вступительных экзаменах в ВУЗ нет вообще (на письменных экзаменах очень ограниченная программа, это примерно как в фигурном катании ограничиваться одними фонариками).
В Москве есть только 2-3 школы, где действительно изучают математику (57-я, СУНЦ, возможно, 2-я), но нужно понимать, это вообще никак не связано с натаскиванием на решение задач на вступительных экзаменах. Я слышал, что некоторым детям их родители навязывают занятия с репетиторами (среди моих друзей с мехмата никто в детстве с репетиторами не занимался). Вообще, как ни странно, по моим наблюдениям все мои знакомые учились вопреки родителям (в разных кружках, литобъединениях, театральных студиях, учили английский по рок-музыке, чтению литературы на языке оригинала и т.п.). Как правило, родители (которые не слишком умные) считают всё это баловством. Про себя, конечно, писать неприлично, я вообще интеллектуально достаточно слабый человек, но, вспоминая моё школьное время, никакого образования в моей школе не было (преподавание там было просто убожеством, да и, например, в 9-м классе у нас вообще не было математики, посколько не могли найти учителя, а в финальном 10-м классе мы вдруг начали по новой проходить то, что было в 8-м). Что касается подготовки к поступлению в МГУ (решению задач по математике и физике), то были хорошие книги для поступающих в ВУЗы (например, Дорофеев, Потапов, Розов). Я вообще учился сам только по книгам, поскольку это было очень интересно и противоречило школьной программе, которая зачастую воспринималась исключительно негативно (школьная литература и история). Хотя многие школьные учебники мне нравились (химия, физика, биология) — но их получаешь в сентябре, буквально проглатываешь за первые 2 недели и затем полгода слушаешь то, о чем уже прекрасно знаешь. Поэтому очень хочется читать книги (и популярные журналы), выводящие тебя за рамки школьной программы — такой, например, в пору моего школьного детства была книга Медникова "Аксиомы биологии", прочитал я книгу Эйнштейн, Инфельд "Эволюция физики", замечательную книгу Шкловский "Звёзды, их рождение, жизнь и смерть", еще какие-то книги по физике и математике, название которых уже не вспомню (хотя помню про содержание — теория множеств, континуум-гипотеза, по физике про оптику и волновую физику); совершенно замечательным был цикл статей в Науке и Жизни про возникновение квантовой механики; что касается математики, то был (и есть) великолепный журнал Квант, я был без ума от нового учебника геометрии Колмогорова (я по нему не учился, он вышел чуть позже, и против него тут же ополчилась вся гнусная учительская среда), также читал замечательные тонкие книжки по элементам математики типа "Функции и графики", или блестящую книжку Хинчина "Три жемчужины теории чисел" и т.п. Плюс, конечно, посещение математических кружков, участие в олимпиадах, математические лекции для школьников в МГУ и др.
В общем, всё это просто резко противоречило школе, которая демонстративно ориентировалась даже не на средний, а на самый низкий уровень, где учёба трактовалась как способ наказания детей, которых заставляли делать домашние задания (я в старших классах школы домашние задания не делал никогда), ставили оценки двойки и тройки, вызывали родителей в школу (родителей, которых дети зачастую могли бы сами обучать), угрожали тем, что после 8-го класса вас не возьмут в 9-й и т.п. То есть школа не пыталась заинтересовать учеников, а действовала методами принуждения, запугивания, наказания.
Хотя, конечно, был в школьное время и позитив — это общение со сверстниками, школьными друзьями. Ну и, конечно, из всех школьных предметов было только 2 безусловно приятных и интересных — это иностранный язык и физкультура.