Tulup.ru - Клуб любителей фигурного катания

Как закалялась сталь

Автор
Сообщение
bregalad
Сообщений: 11742
Москва
26.03.2010, 21:54
Как закалялась сталь
G2 пишет:
ну я поражаюсь просто, слов нет... было бы проще набрать в поисковике что-то вроде "закалка стали ток высокой частоты" и на первой же странице найти кучу упоминаний про конкретные установки. Для саморазвития это полезнее И для психического здоровья читателей форума так тоже лучше.

Да, не слишком приятно, когда тебя выставляют чуть не сумасшедшим. Я всего лишь хотел написать, что закалка стали (лезвий для ФК в том числе) — процесс очень деликатный и нестабильный. Да, я ошибся, когда написал, что поверхностная закалка вряд ли возможна. Но я ведь и добавил, что в этом не слишком уверен:
bregalad пишет:
Хотя, признаюсь, я не специалист, да и практик плохой (в отличие от моего отца), так что в чем-то могу ошибаться.

Мне немножко обидно, потому что я писал вовсе не о том, в чем совсем не разбираюсь. Я десятки раз видел, "как закалялась сталь", несколько раз делал это и сам, в детстве (лет в 10) я запоем читал книгу Амосова о булате; наконец, у нас дома десятки книг (наверно, уже устаревших) по данной теме. Не скажу, что я читал все, но заглядывал туда достаточно часто. Для моего отца работа с металлом — любимое занятие (он в детстве работал подручным у кузнеца, затем был электро-механический завод, политехнический институт, военно-инженерная академия, десятки научных работ по расчету конструкций — о стали он знает почти все). У нас дома — самодельный токарный станок, самодельный станок для огранки камней (а также металлических бриллиантов), точильный, сверлильный станки, куча алмазного инструмента — круги, чашки, алмазный брусок, алмазная шкурка и т.п., муфельная печь, в конце концов. Мой отец чего только сам не делал. Вот, например, металлические бриллианты его изготовления (идею он подсмотрел на шпаге Суворова):

или самодельный нож с двумя лезвиями, где такие бриллианты используются вместо винтов для украшения ручки (на переднем плане — заготовка для лезвия, уже закаленная и отпущенная, но еще не обработанная: напильником ее поцарапать невозможно).
Металлические бриллианты сперва обрабатываются из стального стержня до формы болта, нарезается резьба, затем они закаляются (иначе огранка невозможна) и ограниваются на самодельном станочке. Лезвия ножей делаются в данном случае из напильника (высокоуглеродистая сталь) — сначала он отжигается, иначе обрабатывать невозможно, затем обрабатывается (оставляя припуск на шлифовку), закаляется и отпускается (несильно — до соломенного цвета). Пишу это все потому, что у меня, при отсутствии теоретической подготовки, все же есть достаточный практический опыт. При закалке брак бывает очень часто — в случае неравномерного или чересчур быстрого охлаждения. Например, если просто бросить раскаленную заготовку в воду, то она, скорее всего, будет испорчена (трещины, или заготовку "поведет"). Ее надо очень точно и быстро погружать в воду вертикально вниз и после этого двигать вверх-вниз, чтобы избавиться от пузырей при кипении воды. Можно закаливать в масле, в котором охлаждение не столь быстрое и нет кипения. Тем не менее, очень часто именно в этот момент вся работа идет на смарку. Затем еще надо отпустить лезвие, и только потом идет финальная обработка (шлифовка, заточка).

Закалка стали и отпуск — процесс очень тонкий. Здесь надо найти баланс двух, казалось бы, несовместимых качеств: твердости, но хрупкости (отпуск до соломенного цвета побежалости) и упругости при меньшей твердости (отпуск до синего цвета). Идеально было бы отпустить режущую кромку лезвия до соломенного цвета, а ребро до синего, но на практике это почти невозможно. Обычно довольствуются только тем, что начало лезвия (ближе к ручке) отпускают чуть больше, чем заостренный конец.

Мне сомнительно, что для фигурных лезвий применяют поверхностное закаливание. Обычно информация о реальном процессе является внутрифирменным секретом (хотя не уверен, что в случае фирмы HD Sports, выпускающей лезвия MK и Wilson, это так). Просто не понятно, почему бы не закаливать все лезвие целиком — ведь оно должно быть упругим, а не мягким даже в верхней части, чтобы выдерживать немалую нагрузку. (Вот установочные площадки лезвия лействительно не закалены, их даже можно в некоторых пределах гнуть — конечно, все это зависит еще и от модели лезвия и фирмы, его выпускающей). К тому же при поверхностном закаливании неизбежно возникают сильные внутренние напряжения (мой отец считает, что такое закаливание вообще невозможно). Кроме того, я имею опыт с попыткой исправления лезвия кувалдой: когда я отдал затачивать свои первые коньки с ширпотребными китайскими лезвиями, мастер обнаружил, что правое лезвие кривое. Но попытка выпрямить его с помощью кувалды ни к чему не привела — с тем же успехом можно было бить кувалдой по пружине: ее можно совсем сломать, но не согнуть (во всяком случае, небольшой изгиб не выпрямишь, не сделав еще большего). То есть явно это лезвие, даже ширпотребное, было закалено целиком.

Ну, а все, что я хотел написать про лезвие Бородулина: даже при самом точном технологическом процессе закаливания брак неизбежен (напряжения в металле и микротрещины). Поэтому на заводе должен быть очень хороший контроль качества (дефектоскопы и т.п.), выбраковывающий плохие лезвия. Каким образом такое лезвие попало к Бородулину — вопрос. То ли, действительно, произошел невероятный случай (1:10000, как написали в Спорт-Экспрессе), и изначально бракованное лезвие пропустили на заводе; то ли брак не был уничтожен и каким-то левым образом попал в Россию. Такие случаи бывают: я помню поломку болида Макларен в Формуле 1 из-за бракованного подшипника — команда потом так и не смогла понять, откуда он взялся.
Ответов:  186
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Bracket
Сообщений: 4757
26.03.2010, 22:20
bregalad
Не исключен случай, что конькам Бородулина помогли....
Great minds discuss ideas; Average minds discuss events; Small minds discuss people. A.E. Roosevelt.
legato
Сообщений: 912
Юсуповский сад
26.03.2010, 22:21
bregalad, мне кажется, Вы немного не в той теме

Жизнь как рояль: клавиша белая, клавиша черная, крышка...
вотэтода!
Сообщений: 7577
Санкт - Петербург
27.03.2010, 02:41
Bracket пишет:
Не исключен случай, что конькам Бородулина помогли....

А мне просто из праздного любопытства интересно каким образом, хотя бы теоритически, это могли сделать?
Murchik
Сообщений: 13323
27.03.2010, 02:55
Оффтоп в оффтопе... просто поразительно %))
вотэтода!
Сообщений: 7577
Санкт - Петербург
27.03.2010, 03:07
MurchikПревратили такую вкусную тему в металлоремонт..
Хочу баранину в рукаве!!
(на самом деле пост Володи сюда не мог просто так попасть, наверняка его модераторы перенесли, или ошибка вышла. Цитаты-то из другой темы).
bregalad
Сообщений: 11742
Москва
27.03.2010, 12:49
вотэтода! пишет:
на самом деле пост Володи сюда не мог просто так попасть, наверняка его модераторы перенесли

Модераторы ничего никуда не переносили. Просто я сам подумал, что "Московские булки" — это общая тема: флуд, для всего постороннего. Только потом уже сообразил, что внутри флуда, оказыватся, также есть подразделы. Лучше было бы создать тему "Как раскалялась сталь" внутри раздела "флудц" (только не делать этот мой длиннющий рассказ, который всего лишь реакция на сообщение G2, стартовым в теме).
вотэтода! пишет:
Цитаты-то из другой темы

А флуд так обычно и зарождается, просто в той теме ("Установка лезвий") мне не хотелось продолжать, ради, как пишет G2, "психического здоровья читателей форума". А ответить что-то мне было необходимо ради остатков своего психического здоровья.
bregalad
Сообщений: 11742
Москва
27.03.2010, 13:11
Bracket пишет:
Не исключен случай, что конькам Бородулина помогли...

На мой взгляд, исключен.
вотэтода! пишет:
А мне просто из праздного любопытства интересно, каким образом, хотя бы теоретически, это могли сделать?

Да невозможно это. Нужно сделать маленькую трещинку в лезвии, которая совершенно незаметна, но так, чтобы лезвие лопнуло в нужный момент времени. Причем на разминке Бородулин катался замечательно (мне очень понравились несколько его валлеев в начале разминке, которые промелькнули на телеэкране), значит, лезвие еще не переломилось окончательно. Подпил, лазер, удар — все это оставляет явные следы и было бы замечено при надевании коньков. Просто ударить кувалдой (или изогнуть лезвие под прессом) так, чтобы оно треснуло — скорее всего, с ним либо ничего не будет, либо оно сразу разломится пополам.

Так что это, скорее всего, изначальный брак. Если лезвие с самого начала было бы нормальным, то никакие усталостные трещины в этом месте не могли бы образоваться. Обычно усталостные трещины появляются в местах сварки с установочными площадками (и, вообще, чаще всего образуются в местах сочленений и перегибов, где имеется рычаг и изгибающая нагрузка), но у лезвий MK и Wilson сварка исключительно качественная, просто поразительно, насколько хорошая (сравнивая с качеством сварных деталей, например, автомобиля — элементов подвески, рулевых тяг и т.п., где всегда остаются неоднородности, окалина, капельки металла, следы неравномерного нагрева и т.п.).

Я просто писал о наиболее вероятной причине такого брака: закалка лезвия (просто имея перед глазами пример, сколько изделий мы сами загробили при закалке, даже не совершая особых ошибок). Сильный разогрев и резкое охлаждение всегда потенциально способны спровоцировать образование микротрещин даже при строжайшем соблюдении технологии. Какой-то процент брака практически неизбежен, так что фирма HD Sport виновата лишь в том, что брак был пропущен на заводе. Если уж говорить о диверсиях, то единственная возможность — это левая продажа бракованных изделий в Россию, где пользователи не слишком привередливы.
Bracket
Сообщений: 4757
27.03.2010, 13:15
bregalad пишет:
Bracket пишет:
Не исключен случай, что конькам Бородулина помогли...


могу дополнительно предположить, что "помощники" из числа российских, а не иностранных...
Great minds discuss ideas; Average minds discuss events; Small minds discuss people. A.E. Roosevelt.
bregalad
Сообщений: 11742
Москва
27.03.2010, 15:20
Murchik пишет:
Часть сообщений данной темы перемещена в новую ветку

А можно и последние 2 сообщения туда же перенести, они тоже к ней относятся.
вотэтода!
Сообщений: 7577
Санкт - Петербург
29.03.2010, 17:31
bregalad пишет:
Сильный разогрев и резкое охлаждение всегда потенциально способны спровоцировать образование микротрещин даже при строжайшем соблюдении технологии.

А что, нельзя было например, сильно нагреть и резко охладить лезвие ?
Murchik
Сообщений: 13323
29.03.2010, 18:31
bregalad, угу.
bregalad
Сообщений: 11742
Москва
29.03.2010, 19:43
вотэтода! пишет:
А что, нельзя было, например, сильно нагреть и резко охладить лезвие?

Ты имеешь в виду способ диверсии?
Но, учти, нагреть надо градусов до 800 минимум (а для закалки легированной стали нужна еще более высокая температура). Для этого придется снять лезвие с ботинка. (Можно, конечно, нагреть и местно с помощью тех же ТВЧ, но это как-то уж слишком невероятно.) К тому же после любого нагрева и резкого охлаждения на лезвии неизбежно останутся следы (поверхностное покрытие будет испорчено), так что все это невозможно не заметить.

Ну а, чисто теоретически, сталь после закалки становится очень твердой и хрупкой и может треснуть примерно так, как это и произошло у Бородулина. Поэтому сталь после закалки обязательно отпускают (нагревают до небольшой температуры, от 200 до 350 градусов, твердость при этом уменьшается, но зато уменьшается и хрупкость).
scat
Сообщений: 42
19.04.2010, 21:58
Bracket пишет:
Не исключен случай, что конькам Бородулина помогли..


А какие лезвия были у Бородулина,случайно не парамаунты? Как известно у них используют аллюминий в верхней части лезвия.
G2
Сообщений: 1532
19.04.2010, 22:33
scat
Gold Seal у него, а не парамаутны или ультима-матриксы.

последняя минута жизни лезвий:


уже после:
bregalad
Сообщений: 11742
Москва
20.04.2010, 13:01
scat пишет:
какие лезвия были у Бородулина, случайно не парамаунты?

G2 уже привел фото, на которых все видно. Можно только добавить, что с Парамаунтами, Ultima Matrix и т.п., скорее всего, такая история была бы невозможна — ведь там собственно стальное "лезвие" (runner) вставлено в направляющую из аллюминиевого сплава, на который и приходится основная нагрузка. Хотя трещины бывают и в аллюминиевом сплаве (это, конечно, не чистый аллюминий) — мы это хорошо знаем на примере автомобильных деталей, где подобные сплавы используются для головок блоков цилиндров (а на некоторых современных машинах и для самого блока), корпусов коробок передач и т.п. Но у Парамаунт подобная поломка наверняка случилась бы не посередине лезвия по чисто механическим причинам (наверняка это не самая загруженная часть конструкции, к тому же и стальная вставка берет на себя часть нагрузки).
Paramount, Ultima Matrix:
scat
Сообщений: 42
20.04.2010, 22:18
G2 пишет:
Gold Seal у него, а не парамаутны или ультима-матриксы.

Да в таком случае действительно может быть что лезвие перекалено,возможно при приземлении после прыжка на пятку лезвие лопнуло!
Нам остается только гадать.
konkoff
Сообщений: 53
21.04.2010, 20:19
bregalad А кто знает, где заказать лезвия из булатной стали?
bregalad
Сообщений: 11742
Москва
22.04.2010, 09:54
konkoff пишет:
где заказать лезвия из булатной стали?

В средние века булатные "хлебцы" привозили караванами откуда-то с востока ("дамасская сталь" — это всего-лишь метод проковки, сам булат там не выплавляли). Так что, наверно, где-нибудь в Индии, или, на худой конец, в Китае. Аносов выплавил булат в Златоусте, но сейчас в России не то что булатные лезвия, даже и "Жигули" делать перестали.
Саныч
Сообщений: 573
Казань
22.04.2010, 10:00
А что, ребята, теперь уже и ГолдСилы не устраивают? Решили на булате кататься? Да-а-а-а, я думаю нам всем уже пора...
Слабому тренировки не помогут, а сильному - ни к чему...
bregalad
Сообщений: 11742
Москва
22.04.2010, 10:37
Саныч пишет:
теперь уже и ГолдСилы не устраивают

Сталь у них, надо отдать им должное, фиговая.
Ответов:  186
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Вход


Имя
Пароль
 
Поиск по сайту
Найти пользователя
Найти

© Tulup 2005–2025
Время подготовки страницы: 0.072 сек.