gregb пишет: |
на одном коньке чуть отошел нижний слой каблука |
Трудно сказать, в чем дело, но у меня при моей самой первой установке тоже была похожая проблема: я не просверлил в каблуке предварительные отверстия под шурупы (тонким сверлом 2.5--3 мм), просто наметил отверстия шилом, как это обычно делают при вкручивании шурупа в дерево. В результате, во-первых, при закручивании пришлось прикладывать чрезмерные усилия (это всегда признак того, что ты что-то делаешь неправильно; в том случае я попросту свернул головку шурупа, и его пришлось выкручивать обратно плоскогубцами); во-вторых, в местах вкручивания шурупов образовались бугры, что, кончено, совершенно неприемлемо. Возможно, из-за подобной причины в вашем случае мог отслоиться нижний слой кожи на каблуке.
gregb пишет: |
на втором коньке более серьезная проблема, отклеилась подошва от ботинка (скорее всего, неравномерное продольное напряжение на лезвии) |
Продольное напряжение? Звучит странно, может, Вы имеете в виду неравномерное напряжение в вертикальном направлении для разных отверстий?
Скорее всего, дело в некачественных ботинках. В любом случае, лезвия лучше снять (это совсем нетрудно, если вы не использовали эпоксидный клей с шурупами) и попытаться отремонтировать ботинки. Клей лучше используйте эпоксидный двухкомпонентный, предназначенный для склеивания резины, кожи, пластмассы (разновидностей эпоксидного клея существует великое множество); попытайтесь придумать какое-нибудь приспособление типа струбцины, чтобы сжать склеиваемые поверхности. И не спешите, оставьте склеенные поверхности в покое минимум на сутки (несмотря на то, что в инструкции к некоторым видам клея говорится, что он отвердевает чуть ли не за 10 минут, по моему опыту, полной прочности он всегда достигает лишь через 24 часа, причем это зависит еще и от температуры, чем она выше в разумных пределах, тем лучше).
Далее, лезвия традиционно устанавливаются на шурупах. Однако часто, когда дырки уже разболтаны или когда нагрузка очень велика, шурупы не справляются со своей задачей. Здесь есть простой и очень эффективный выход (проверенный мной при установке роликовых фигурных рам на фигурный ботинок; но не я это придумал, мне об этом говорил один бывший фигурист, мастер спорта; на высшем уровне часто нагрузки такие, что шурупы не выдерживают): использовать не шурупы, а винты с гайками. Подойдет винт М4 или М5 (читай примечание в конце!) с потайной головкой. Конечно, они используются только на передней части подошвы (не на каблуке), но именно там нагрузка наибольшая. Выньте из ботинка стельку и просверлите отверстия в подошве насквозь (диаметр сверла должен соответствовать диаметру винта). Берется винт с крестообразной потайной (конической) головкой. Я в свое время довольно долго искал на рынке винты с максимально плоской головкой (почти как у гвоздей), и мне удалось их найти; впрочем, скорее всего, это не настолько принципиально. Под головки (винты вставляются со стороны стопы резьбовой частью вниз) я для надежности подложил еще и плоские стальные шайбы, как бы расширяющие головку и делающие крепеж 100-процентно надежным. Винты были длинные, померив их на месте, я затем их обрезал ножовкой до нужной длины. Под гайку со стороны площадки лезвия следует тоже подложить шайбу, затем пружинную шайбу (гровер). Вместо гровера можно использовать самофиксирующуюся гайку с пластиковой вставкой либо, еще вариант, использовать фиксатор резьбы (штука типа клея, он бывает разной силы, зеленый, синий и красный; всё это продается в магазинах автозапчастей). Винтов достаточно всего двух на один ботинок, лучше использовать их во второй паре отверстий по направлению от каблука, именно здесь максимальная нагрузка. Можно также дополнительно использовать их и в паре овальных отверстий (обычно третья по счету от каблука), где обычно применяются шурупы с плоскими головками, здесь винты с гайками наиболее уместны.
Наконец, возможно, ботинки изначально были кривые (кстати, а какая это модель и какой размер?), и из-за этого нагрузки при установке лезвия были чрезмерными. Я, правда,в своей практике (а я устанавливал лезвия и фигурные роликовые рамы раз 10) с подобным не сталкивался. В принципе, с кривизной подошвы можно бороться 1) чуть подгибая установочные площадки лезвия (в отличие от самих лезвий, к которым площадки приварены, площадки изготовлены из относительно поддатливого металла и их можно гнуть); 2) устанавливая прокладки между площадкой и ботинком, обычно делают кожаные клиновидные, но на форуме Скейткласса предлагалось даже изготовить элластичную силиконовую прокладку в точности нужной формы, используя самозатвердевающий автомобильный силиконовый герметик; первоначально прокладка изолируется с обеих сторон полиэтиленовыми пленками, чтобы она не приклеилась к ботинку и лезвию, затем, после ее затвердевания, лезвия снимаются и пленка удаляется; и потом уже изготовленная прокладка используется при окончательной установке лезвий.
Примечание. Какие точно винты использовать, М4 или М5? Дело в том, что большинство отверстий в передней установочной площадке лезвия конические (кроме двух овальных, предназначенных для начальной установки и настройки положения лезвия), и минимальный диаметр такого конического отверстия (в верхней его части) 4.5 мм, максимальный диаметр 6.9 мм. То есть винт диаметром 4 мм может чуть-чуть "гулять" внутри отверстия, а для винта 5 мм верхюю часть отверстия придется чуточку расточить (сверлом 5 мм или круглым надфилем). Выбирайте, что больше нравится. При использовании винта 4 мм можно дополнительно использовать маленькую коническую шайбочку из мягкого металла (например, медную) наружным диаметром 7 мм или чуть меньше.