Murchik пишет: |
И это ничто по сравнению с идейными Мао и Потом |
У них было мало от идей коммунизма. Если коммунизм считать идейным развитием европейского христианства, то чтобы его интуитивно понимать, необходимо взрасти в христианской культуре, чтобы интуитивно понятны были многие представления о хорошем и плохом, о взаимоотношениях и т.п. Для Азии это абсолютно чуждо, для них все эти идеи чужды и не непонятны. Остаётся одна оболочка вроде насильственной борьбы за власть, что само по себе не левое, а правое начало.
В России тоже было жестковато, отчасти потому, что не совсем европейская страна, не совсем христианская идейно (в православии меньше упора на традиционные христианские ценности, которые сами по себе ещё продолжение и развитие ещё античных европейских ценностей), но получше, чем в Азии, где модели всегда были другими и многие наши вещи-понятия им чужды вообще. Азиатская модель намного больше про власть, чем европейская.
Murchik пишет: |
ну, тогда и весь красный террор отпадает |
смысл в том, что даже коммунистическое управление, когда условия не очень жёсткие, как это было сразу после революции (на фоне проблем из-за первой мировой, крушения власти, вооружённого сопротивления и много чего ещё), вполне себе совместимо с тем, чтобы не только грабить и раскулачивать. Нет тождественной связи, на которой ты настаивал.
А вообще разговор был про монотеизм и порочность концепций абсолютного бога, а не про коммунизм. Разговоры про проблемы коммунистических режимов это попытки отвести беседу в сторону.
При этом я ни разу не пытаюсь сказать, что вот с коммунистическими режимами не было проблем. Напротив. Если считать, что в идейном коммунизме и идейном христианстве почти всё общее, то разумно, что и проблемы у них будут общие. В том числе когда идейное смещается на организованное и реальное.