Tulup.ru - Клуб любителей фигурного катания

Координация и Равновесие

Автор
Сообщение
G2
Сообщений: 1532
05.07.2009, 01:11
Координация и Равновесие
Предлагаю выделить в отдельную тему обсуждение вопросов, связанных с развитием координации и чувства равновесия. Навыки, ключевые для этого вида спорта, пронизывающие его от и до.

В частности, интересные вопросы, отчасти всплывавшие в последнее время:
1) о роли полушарий мозга в лево- и правосторонности.
2) о роли мозжечка и связи мозжечка и головного мозга в движениях
3) о различиях между координацией и равновесием, статическим и динамическим равновесием, и т.п.
4) собственно, главное - как эти качества в себе развивать, и как выискивать у себя проблемы и ошибки
Ответов:  131
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7
G2
Сообщений: 1532
05.07.2009, 01:32
для затравки:

Мышцы управляются нейронами, при этом за движения отвечает как кора головного мозга, как и мозжечок. Головной мозг отвечает больше за осмысленные движения, грубо говоря даёт команду "подвести руку и нажать на кнопку". Роль мозжечка - скоординировать мышцы так, чтобы палец попал точно на кнопку, само нажатие на кнопку. Все быстрые отточенные, заученные движения идут в первую очередь за счёт мозжечка.

Мозжечок находится в затылочной части мозга. Аналогично и головному мозгу, содержит 2 полушария и ствол. При этом, как гласит литература, полушария ответственны больше за динамическое равновесие, а ствол – за статическое.

Так же, из литературы - если, скажем, птице удалить кору головного мозга, то она сохранит возможность летать, клевать зерно и другие моторные навыки, но будет делать это бессмысленно и бесцельно. Если удалить мозжечок, то сможет лишь беспомощно хлопать крыльями, летать же уже никогда не сможет. Схожие эффекты наблюдаются и у людей при инсультах.

Как и другие нервные структуры, мозжечок поддаётся тренировкам. Чем больше тренируешь сложно скоординированные движения, разнообразные, тем больше образуется связей, лучше становится координация. Точный механизм, как именно формируются связи, как они связаны с головным мозгом, как я понял из литературы, ещё не установлен. Есть разные гипотезы. Это серьёзная наука, в которую нет большого смысла углубляться. Есть много методик, применяемых в различных видах спорта, искусства, собственно они в первую очередь интересны.

Из общих физиологических соображений (строения мозжечка, в частности) следует, что нужно отдельно тренировать статическое равновесие, динамическое, и координацию между различными конечностями. Грубо говоря, если развивать что-то одно, то другое от этого развивается слабо.


Да, хотя я и открываю тему, но это не моя тема!
G2
Сообщений: 1532
05.07.2009, 02:09
интересные упражнения и тесты на статическое равновесие.

всё на правах имхо.

во-первых, любое упражнение можно делать с закрытыми и открытыми глазами. С закрытыми, понятно, намного сложнее. По-моему, нужно начинать делать с открытыми глазами, а как начнёт получаться, там можно тренировать и с закрытыми, сосредоточившись на том, чтобы чувствовать тело, ось тела, где вес находится, и т.п.

самые простые упражнения - это стоять на одной ноге, однако уже с закрытыми глазами какую-то сложность начинают представлять. Нужно мысленно сконцентрироваться на том, чтобы держать осанку, ось тела.

когда тело стоит на всей ступне, площадь соприкосновения довольно большая, приучаешься держать равновесие за счёт стопы. Причём если на льду равновесие вбок развивается довольно хорошо, то вот равновесие вперёд-назад намного хуже. Имхо стоит тренировать его целенаправленно на полу.

Один вариант - встать на полупальцы (на носок) одной ноги. Это более простой вариант, он более естественный. Хотя есть извращённые модификации, о которых ниже.

Другой вариант - взять какой-нибудь брусочек, и встать на него пяткой. Если стоять получается, можно попробовать немного приседать. При этом средняя часть стопы и пальцы должны быть на весу. Смысл - отключить икры, чтобы они не могли помогать удерживать равновесие. Довольно сложное упражнение, но думаю, что очень полезное.

Есть ещё балетное упражнение, вот видео:
это подъёмы из первой позиции.
Раньше мне казалось, что там девочка за что-то держится, просто это в кадр не попало Однако всё намного проще, это лишь вопрос тренировок. Секрет тут прост - нужно очень чётко удерживать осанку, вертикальную линию "пупок-грудина-шея-нос". Концентрироваться нужно именно на этом, тогда будет получаться.


Вообще, есть много интересных упражнений на равновесие. Чтобы добавить динамику, можно в каждом несколько приседать на одной ноге.


Было бы интересно, если бы кто-нибудь описал интересные упражнения на развитие динамического равновесия и координацию
Tuky
Сообщений: 147
Наария
06.07.2009, 00:33
G2 пишет:
Чем больше тренируешь сложно скоординированные движения, разнообразные, тем больше образуется связей, лучше становится координация.
Всё это так, но фактор возрастной ставит свои препоны в скорости образования связей. В детстве весь заложенный природой потенциал координации и равновесия можно развить до почти беспредельных величин. Живой пример- это дрессировка китайских деток, оттуда и умопомрачительные цирковые номера и достижения во многих видах спорта. Взрослый мозг конечно -же тоже строит новые связи, но если сосредоточится целенаправлено на координацию, то то надо пожертвовать некоторыми другими жизненными ценностями, которые тоже хотят преобразится в устойчивые нейронные связи. Всё напрямую зависит о здоровья как психического так и физического. Человек который в ладах с самим собой и с окружающим кошмаром, имеет большое преимущество в скорости овладения новыми навыками, т.к умеет каким-то образом фильтровать и распределять поступаемый поток информации по нужным руслам. Не зря-же есть такая штука как Йога (не фитнессидение на полу) помогающая направить желаемое на созидание именно нужной цепочки в мозгах
пуар
Сообщений: 664
06.07.2009, 02:24
Tuky пишет:
В детстве весь заложенный природой потенциал координации и равновесия можно развить до почти беспредельных величин.

Не соглашусь. Потенциал в каждого заложен очень разный, от него, скорректированного на условную величину мотивации и работоспособности и зависит предел, до которого потенциал будет развит.
Tuky пишет:
Живой пример- это дрессировка китайских деток, оттуда и умопомрачительные цирковые номера и достижения во многих видах спорта.

Китайские достижения — результат отбора единиц из миллионов, а не доказательство, что любой способен достичь феноменальных результатов.
I have the simplest taste. I'm always satisfied with the best.
G2
Сообщений: 1532
06.07.2009, 04:01
Tuky, пуар

какие-то соображения, пока бессвязные

1) В основном считается, что с возрастом возможности образования связей между нейронами (синапсы) уменьшаются. Есть и какие-то материалы с предположениями, как именно это происходит (на генно-белковом уровне). Нужно изучать. Однако данных, что происходят какие-то радикальные изменения, нет. Это относится ко всем нейронам вообще

2) В принципе, какие-то структуры формируются в детстве (довольно раннем), идёт формирование в период полового созревания. Но из того, что я понял, в детстве формируется скорее база, возможность для развития с дальнейшем. Это всё пока как-то очень голословно и притянуто. Опять же, это во многом относится к головному мозгу (скажем, если человек до какого-то возраста не научился говорить, на уровне 10 лет, то он уже никогда не научится, есть аналогичные эффекты с зрительным распознаванием и прочим. Но двигательная активность ведь у всех развита - у кого больше, у кого меньше. И в принципе, человек способен развить возможность управлять незадействованными мышцами в любом возрасте, даже в старческом.

3) Хотя и физиологические предпосылки скорее всего есть, мне кажется, что половина проблем с обучением во взрослом возрасте - на психологическом уровне. Человек морально не готов учиться, мотивации не хватает, и тому подобное.

4) Принципиальный момент: мне кажется, что развитие во многом идёт "в целом". То есть, скажем, если связи начинают активнее формироваться в одном месте, то они будут проще формироваться и в другом. То есть, если заняться развитием координации, то очень возможно, это поможет и развитию просто мозгов. Конечно, если заниматься развитием.

5) Есть другой принципиальный момент: развитие одних навыков может подавлять развитие других в случае, если первые могут компенсировать вторые. Здесь нет противоречия с п. 4.. Если в п4 скорее всего дело в каких-нибудь гормонах (скажем, выбрасывается какой-нибудь гормон, стимулирующий развитие связей, который действует на всю НС одновременно — это всё на уровне предположений, данных у меня пока нет), то здесь вопрос обучения – приучаешься делать что-то одним способом, не развивая другой. Подтверждений п5 я очень много, мне кажется, что это вообще очень сильно недооценивается, на бытовом уровне, по крайней мере.
Tuky
Сообщений: 147
Наария
06.07.2009, 23:50
G2Скорее всего в тебе бурлит тяга к знаниям, стремление объять необъятное, но при всей положительности данного качества это как-раз таки и может помешать в усовершенствовании приземлённых, жизненных увлечений (мы говорим о ФК). Я тоже люблю читать на досуге разные разности по невропатологии и поцессах творящихся в наших телах, но делая тройки или какое другое упражнение на льду или на роликах я не ищу чем это получается, правым или левым полушарием. Телу нужно тоже дать пожить своей жизнью не отчитываясь ежемоментно о проделанном перед мозгами, они сами всё поймут. Координация у взрослых конечно же развивается, но по-моему, если из детства не пришла она во всей своей красе, то настоящих красивых движений в зрелости достичь вряд-ли удасться. Селяви! ИМХО!
пуар
Сообщений: 664
07.07.2009, 00:14
Tuky пишет:
Координация у взрослых конечно же развивается, но по-моему, если из детства не пришла она во всей своей красе, то настоящих красивых движений в зрелости достичь вряд-ли удасться.

IMHO у тебя тут идет речь о двух отдельных понятиях. Координация — это навык управления работой определенных групп мышц для осуществления определенных движений. Развить координацию можно в любом возрасте, но вот быстрота и степень развития будет зависеть от разных факторов, в том числе и возраста. "Краса" же — это по сути характеристика данного навыка. Красивым мы считаем то, что исполнено технически правильно, а технику можно разъяснить человеку любого возраста. При условии наличия квалифицированного педагога человек будет осваивать верную технику, исполняя таким образом движение визуально красиво. Степень "красивости", а точнее — правильности исполнения движения будет в свою очердь зависеть от факторов, влияющих и на потенциальные координационные возможности — как то врожденные данные, возраст, общая физическая подготовка, гибкость, наличие или отсутствие мышечных зажимов и прочее. Но опять же, сам по себе возраст, в котором освоено движение напрямую никогда не определяет то, будет ли движение исполняться красиво или нет.
I have the simplest taste. I'm always satisfied with the best.
G2
Сообщений: 1532
07.07.2009, 00:22
Tuky
С наукой согласен. С одной стороны, нужно разобраться, с другой – нужно быть проще, и для себя, и для других.

Но погружение в физиологию помогает понять какие-то вещи, в частности, почему тренировки статического, динамического равновесий и координации относительно слабо влияю друг на друга.

Я, например, проанализировал свои тренировки - у меня больше упор идёт на статическое равновесие, откровенно не хватает упражнений на координацию. При том, что это моё откровенно слабое место. И нормальных упражнений я мало знаю.


Вообще, я не очень понимаю, что значит "из детства не пришла". У всех детство ведь разное было, у кого активнее, у кого пассивнее. Многие ошибки, в частности проблемы с осанкой и точкой, где держишь вес, идут из детства. И эти ошибки будут тормозить, пока их не исправишь. У кого-то что-то в детсве развилось, кому-то нужно развиваться, будучи взрослым. Лично я верю, что это возможно. Моё глубокое убеждение, что это единственный шанс чего-то достичь. И в любом случае это полезно, просто для жизни, даже если про коньки забыть.
Murchik
Сообщений: 13226
07.07.2009, 01:38
C интересом слежу за темой

По теории и оффайсовым упражнениям сказать особо нечего... а вот на льду я обычно следую такой тактике:
1. выучивается элемент или серия в академическом варианте;
2. пробуется то же самое, но с разными вариантами положения свободной ноги и плеч;
3. какая-то минимальная декоративная работа рукам;
4. какое-нибудь извращенное положение корпуса;
5. на каждом этапе пытаюсь прибавлять в скорости.
Варианты тупо подсматриваются с какого-нибудь старого ролика.

Я это, собственно, к чему... целенаправленно развивать какие-то качества — это разумно, но почему бы не совместить полезное с полезным так чтобы упражнения имели прикладное значение?
fedora
Сообщений: 63
Москва
07.07.2009, 01:49
G2 пишет:
Но погружение в физиологию помогает понять какие-то вещи


Пожалуйста, не останавливайтесь! С большим интересом читаю все, что вы находите. Для нас, взрослых, считаю, нет другого пути, кроме, как искать все, что поможет сделать тренировочный процесс более эффективным. Не силой возьмем, так умом! А там, глядишь, и сил прибавится. Успехов!
G2
Сообщений: 1532
07.07.2009, 01:58
Murchik

Ну конкретно у меня сейчас вообще межсезонье
К тому же, тренировки на полу часто могут дать больше, чем на льду
Да и они вполне совмещаемы, особенно когда льда не как грязи

Просто бывают ситуации, когда ты не можешь что-то сделать потому, что не умеешь. А бывает, что не можешь научиться потому, что не готов (приминительно к теме - не хватает развития таких базовых навыков, как равновесие и координация). И мне кажется, что намного эффективнее будет, если целенаправленно над ними работать.
Tuky
Сообщений: 147
Наария
08.07.2009, 22:35
пуар Права ты конечно. У меня в голове наверное смешались два сорта координации: первый- это хорошая координация просто спортсмена, а вторая- это хореографически развитые её варианты. Мне приходит на ум несравненная Сурия Бонали. Всё вроде технически схвачено как надо, но наречь скоординированным её катание, лично у меня, язык не повернётся. ИМХО
Tuky
Сообщений: 147
Наария
08.07.2009, 23:15
G2 пишет:
(приминительно к теме - не хватает развития таких базовых навыков, как равновесие и координация)
Вот пока у тебя "ледовый кризис", найди какую-то группу великовозрастных любителей СТАНКА, поверь, это много даст в освоении удержания равновесия и координационных навыков. Несколько балетных позиций ещё и усложнённых всякими па дадут "стране угля" .Если есть возможность оплачиать такие занятия, обязательно попробуй! Может-быть такие курсы (серьёзные) и будут вызывать желание ненормативно выражаться, но результаты поимеешь точно, недаром оно называется классикой!
G2
Сообщений: 1532
09.07.2009, 00:10
Tuky пишет:
Вот пока у тебя "ледовый кризис", найди какую-то группу великовозрастных любителей СТАНКА, поверь, это много даст

Учитывая мою половую принадлежность, могу догадываться, что это даст... В кругах общения, не связанных с ФК, это даст полное и окончательное уничтожение моей и без того, подозреваю, сомнительной репутации
dinxxx
Сообщений: 270
Москва
09.07.2009, 00:18
G2, это тема, достойная отдельной ветки)))
"репутация мужчин от 18, по своей воле начавших заниматься ФК"
Anathema
Сообщений: 2848
Moscow
09.07.2009, 00:18
G2
в порче репутации можно не сомневаться ) есть более мужественные варианты - стандарт в бальных танцах и фламенко. кстати и группы для взрослых там легче найти.
Админ
korablik
Сообщений: 1512
Днепропетровск
09.07.2009, 00:23
dinxxx пишет:
"репутация мужчин от 18 по своей воле начавших заниматься ФК"
пуар
Сообщений: 664
09.07.2009, 02:06
G2, если опасаешься за свою и так пошатнувшуюся репутацию, то тогда учи матчасть http://www.balletmusic-books.narod.ru/Vaganova/Vaganova_main_page.htm# (когда никто не видит %))) Еще недавно в торрентах валялись уроки "Балет для всех", и скачавшие их эти самые уроки очень хвалили за простоту и понятность изложения материала.
I have the simplest taste. I'm always satisfied with the best.
G2
Сообщений: 1532
09.07.2009, 02:23
пуар
да, спасибо!

Вот ещё одна книжка, где-то в инете находилась:
http://www.mediafire.com/?uizfstzl0zk
(а вот, собственно, и оригинальная ссылка)
Это перевод английской книги "Ballet Class" (Балет уроки), в принципе тоже интересная
nightingale
Сообщений: 1234
Москва
09.07.2009, 11:52
Tuky пишет:
найди какую-то группу великовозрастных любителей СТАНКА

Э-э-э, разве ОФП и СФП подготовка не развивают координацию и равновесие ? Как раз СФП на это ,по большому счету, и направлена.
При вcем моем уважении к СТАНКУ найти время и место для СФП и ОФП проще.
JUMP!! Alexander
Ответов:  131
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7
Вход


Имя
Пароль
 
Поиск по сайту
Найти пользователя
Найти

© Tulup 2005–2024
Время подготовки страницы: 0.047 сек.