пуар пишет: |
Возвращаясь к заявленной теме, лично меня в данный момент больше всего занимает вопрос разницы в координационных возможностях левой и правой стороны и как следствие - сложности и разница в освоении разных элементов в левую и в правую сторону. |
Вот из какой логики я исхожу: часто за разные функции отвечают разные участки НС (будь то кора головного мозга, мозжечок, какие-то центральные структуры), тогда те движения будут лучше, которые управляются более развитыми участками (более развитыми в силу генетики, формирования в раннем возрасте, просто тренировок). Если требуется вовлечение в действие двух участков, тогда требуется также, чтобы связь между ними, "канал", была развита.
Каждое полушарие головного мозга и мозжечка управляют движениями одной половины тела. За управление правой половиной тела отвечает левое полушарие головного мозга и правое полушарие мозжечка (очень интересный момент, так как полушария мозжечка и ГМ связаны не только через центр, но и напрямую).
Так же головной мозг имеет функциональную асимметрию. Левое полушарие берёт на себя одни функции, правое – другие. Считается, что у левшей, настоящих левшей, основные функции берёт на себя другое полушарие, чем у большинства. Скажем, речевые центры находятся справа, а не слева. Как связаны речевые центры и центры тонкой моторики, вопрос тонкий, однако по крайней мере физиологические причины, по которым может быть нежелательно переучивать левшей, вполне могут быть.
Это относится к тонкой моторике, к сложным движениям, которые управляются именно головным мозгом. Движения попроще в любом случае обоими половинами тела должны делаться.
Мне кажется, что асимметрия будет обоснована, если для выполнения действия необходимо будет задействовать участки, которые в одном случае находятся в одном полушарии ГМ, а в зеркальном случае – в разных. Скажем, когда пишешь, проговаривая про себя текст, то логично, что проще развить этот навык (письмо), если расстояние от речевого центра до центра управления кистью минимальное.
Если же в действии не задействуются такие центры, то тогда, имхо, нужно говорить лишь о несимметричной тренированности, а не о принципиальных ограничениях.
Что же в ФК:
1) тонкой моторики, как при письме, нет. Есть точные движения, для которых нужна помощь мозжечка, а не ГМ.
2) движения нужно делать обоими половинами тела.
3) скажем, заход на прямое вращение против часовой, или аксель – такое ощущение, что больший упор идёт на правую половину тела. А в риттбергере, и, подозреваю, в обратных вращениях (по крайней мере на полу точно так) – на левую.
таким образом, мне кажется, что речь идёт больше о тренированности, чем о какой-то врождённой асимметрии.