| Adx пишет: |
Вы не жили "при СССР", Вы жили при его распаде...
Спросите у тех людей, которые в советские времена жили...
Сложно понять другие времена и эпохи, если ты там не жил. |
Не очень Вас понимаю. Условно примем, что СССР закончился в 1991 г., мне тогда было 32 года. Что, 32 года в стране — это "не жил"? А сколько надо, 50, 100, 150?
| Adx пишет: |
| Просто люди нашего времени неспособны понять, что в жизни может быть ещё что-то ценного, кроме колбасы. |
Нашего-то как раз способны, поскольку колбаса есть, а также цветные телевизоры, хорошая одежда, у большинства автомобили (причем не советского производства — таких, как я, фанатеющих (по старой памяти) от отечественного автопрома, почти не осталось); а теперь еще и компьютеры плюс смартфоны. Можно уже не думать постоянно о бытовых и материальных проблемах (которые уже проблемами быть перестали). Но главное отличие нашего времени — доступность книг и фильмов. Я помню, как гулял со своими друзьями по Москве. Это было невозможно, они не пропускали ни одного книжного или букинистического магазина, по полчаса копаясь в книгах. Причем КПД этого занятия был близким к нулю — в книжных магазинах Москвы, кроме произведений Ленина и Брежнева, не было ничего. В этом была громадная разница даже с другими городами России и республик СССР (помню, я накупил книг, когда был на конференции в Кишиневе — в Москве их в принципе невозможно было найти).
| Adx пишет: |
| Смешно. У кого это была возможность свободно жить в Вене? |
Про Вену я написал, потому что много раз бывал там в командировках (раз 50 от 4-х дней до двух недель на протяжении 20 лет). Москва точно комфортнее в бытовом отношении. Например, там все магазины очень рано закрываются, и если ты работаешь до 10 вечера (а я там сидел за компьютером по 16 часов в сутки), то уже нет возможности купить продукты в магазине, да и кафе и хойриганы закрываются в 11 вечера. В воскресенье вообще все магазины закрыты (католическая страна). Да, сам город исключительно красивый, можно бесконечно ходить по нему и фотографировать, но, когда работаешь, на это нет времени. Про фигурное катание: там совсем мало катков, и все они очень рано закрываются весной (из-за экономии электричества), летом никаких закрытых катков с искусственным льдом нет. Для меня единственным развлечением, когда я жил в Вене, были утренние пробежки (у меня была устоявшаяся трасса в примерно 6 км, и я даже вел летопись собственных рекордов, увы, с увеличением моего возраста в течение 20 лет результаты становились всё хуже). Еще такой момент: в немецко-язычных странах принято вставать рано утром, типично работа там начинается в 8 утра, а не в 9 или 10, как в России. Я сова, я не могу заснуть раньше 4-х ночи, а ведь утром до работы надо еще пробежать свою дистанцию (иначе там просто свихнешься, сидя до ночи за компьютером и никуда не выходя из комнаты с небольшими перерывами на еду сухим пайком); поэтому, возвращаясь домой в Москву, я бывал совершенно вымотанным; все мои командировки были такими (в российские города, много раз в Душанбе в филиал МГУ, в США, в Голландию, в Вену) — возвращение домой всегда воспринимается как поездка на курорт.
У меня много знакомых, которые, прожив и поработав несколько лет за границей, возвращались в Москву. Это нормальная жизнь — кому-то лучше там, кому-то здесь. Очень хорошо об этом говорил наш замечательный актер и режиссер Михаил Козаков, который когда-то уехал в Израиль, но потом вернулся в Россию. Я вряд ли смогу пересказать, там он вспоминал беседу с нашим бывшим соотечественником, также уехавшим в Израиль и нашедший там хорошую работу, отсутствие любых бытовых проблем, хорошее образование для детей и т.п., который был совершенно доволен своей жизнью и не мог понять, чего же не хватает там Михаилу. Который в конце-концов вернулся в Россию (как вернулся из США Василий Аксенов, из канады Алексей Серебряков и др.).