| bregalad пишет: |
| В мое время, уже в середине 80-х, одного аспиранта с нашей кафедры алгебры отчислили после того, как его дядя написал телегу на факультет, что у его племянника дома висят иконы (как нам с несколько циничным юмором рассказывали, он с дядей не поделили какое-то наследство). Конечно, просто так нельзя отчислить, но тут же организовали какую-то комиссию, потребовали сдать экзамен и поставили за него двойку. В советское время мы принимали как должное |
Но тут всё-таки не иллюстрация "агрессивного атеизма", а иллюстрация тоталитарной системы, что требовала от всех соответствия некоторому предписанному образу. Точно так же исключали за какое-то другое несоответствие образу советского человека, там музыку неправильную слушал, одевался слишком неподобающе, участвовал в чём-то не том, ну и т.п.
Собственно понятие "совок" обычно о том, что это некая серость, нечто, лишённое индивидуальности, когда нельзя отрываться от коллектива, вести себя как-то не так, как принято, иметь сильно другие взгляды и т.п. Типичный подавляющий тоталитаризм. Что я хочу сказать, что этот тоталитаризм свойственен как коммунистической идеологии-практике, так и христианской-мусульмнской-иудейской. Это всё сводится в итоге к тоталитаризму.
Если смотреть на саму советскую идеологию и воспитание, то там всё замечательно. Вот как воспитывались советские дети? На идеологии добра, честности, справедливости, это было во всех рассказах, фильмах. Истории про маленького Володю Ульянова, "Тимур и его команда", "пионер всем ребятам пример" и массу всего ещё. Всё ведь замечательно, придраться не к чему. Это не то, что Библия, со всеми этими историями геноцида, убийства в том числе невинных во имя благих целей и много чего ещё. Но вот даже в этом советском воспитании, не смотря на воспевание всего хорошего и правильного на выходе было что-то "не то", очень сильно расходящееся.
| bregalad пишет: |
| Ведь явно нужно это не умершему, а его родственникам, которые хотят сделать то, что обычно бывает очень личным, достоянием общественности, поднимающим собственную значимость и т.п. |
Мне кажется, в первую очередь самому человеку, обладающему властью, очень хочется, чтобы он остался "на века". Ему важно ощущение, что после смерти его социальный статус сохранится. Из этого и формируется традиция ярких похорон. Мотив, конечно же, иррациональный. Плюс это важно для окружения, для соратников, поскольку это подчёркивает их социальную роль тоже.
| bregalad пишет: |
| Чем посещать могилу Владимира Высоцкого на Ваганьковском, не лучше ли еще раз прослушать его песни? |
Одно другому не мешает, но в целом думаю, что тут больше как туризм, попытка "прикоснуться к истории". По большому счёту иррационально это. Из светских аналогий, примерно как ходить в Лувр, чтобы посмотреть на Мона Лизу, в то время как в эстетическом плане хорошая репродукция ничем ведь не хуже. Но тут не про про, чтобы посмотреть на картину, а про то, чтобы прикоснуться к истории. Тоже свои глубокие социальные поведенческие программы.