| Murchik пишет: |
| в плане обсуждения интересна концепция двоемыслия |
Мне кажется Оруэлла очень многие оценивают поверхностно, по образам, возникающим из описания антиутопии из 1984, по фильму (сам не смотрел). Между тем как реальная суть 1984 раскрывается в конце, в долгих диалогах и рассуждениях в "министерстве любви". Причём я тут уверен, что именно там суть, потому что произведение сводится к проблеме власти, ровно о которой второе известное его произведение, "скотный двор".
Вот именно в конце раскрывается внутренний смысл понятия "двоемыслия". Оно в том, чтобы научиться искренне во что-то верить и видеть так, как надо.
Какую-либо связь с Марксом и материализмом не понимаю. Маркс был глубоким материалистом в том плане, что всё сводил к материальным потребностям человека, к обеспечению физиологических-материальных потребностей, что даже власть и социальный статус нужны для того, чтобы обеспечивать материальные потребности. Он просто мыслил в этой парадигме и даже не пытался думать иначе. Это типично для той эпохи, впрочем.
В том же 1984 многие видят описание нищеты и разрухи тоталитарного общества и к этому всё сводят, однако там больше другой взгляд на власть, на иерархические отношения, и там явно проговаривается самоценность самой власти. В принципе в 20м веке явно меняется отношение, на людей начинают смотреть не как на потребителей материальных ресурсов, а как на особей, стремящихся к какому-то социальному положению в обществе, что именно эти потребности определяющие.
Материальный подход прямой. В нём человек складывает своё представление о чём-то из знаний. Из этого формируется картина того, что правильно, во что верить и т.п. Соответственно человека можно заставить что-то делать, явно обманывая его, давая ложные знания. Это подход снизу-вверх.
Подход с тем же двоемыслием другой. Это не только про Оруэлла, классики психоанализа раскрывают схожие идеи. Это подход сверху вниз, человек сначала решает, во что ему верить, что ему принять, а потом уже подгоняет под это "знания", учится замечать нужное, учится видеть так, как надо. Модель того, во что верить и как себя вести отчасти встроена в гены (явные сложные поведенческие программы, социальные в том числе, есть у животных), отчасти копируется из общества, человек просто неосознанно копирует то, что видит.
Что есть двоемыслие в таком случае: человек впитывает программу, как ему надо что-то видеть. И в соответствии с этим он учится отключать мозг, чтобы видеть и думать как надо. Реально мышление человека именно так и работает. Между органами чувств и разумом огромная дистанция, где информация много раз перерабатывается, у человека нет памяти в том смысле, в котором она есть у компьютеров, то, что человек "помнит", на самом деле реконструируется и во многом придумывается и т.п.
А сама программа полезная, она нужна, чтобы можно было формировать развитое общество. Особенно необходимо на уровне развития приматов.